Ещё в 1862 г. военный губернатор Приморской области контр-адмирал П.В. Казакевич, предвидя рост тогда еще военного поста Владивосток, делал представление в Петербург о необходимости завести в бухте Золотой Рог плавучий и сухой доки. В 1880-х гг. предпочтение отдали плавучему, частично заказав конструкции в Англии. Этот док стоил казне 2 млн руб. Но он не мог принимать на ремонт крейсера 1 ранга, и строительство сухого дока оказалось неизбежным.
=2
В октябре 1889 г. портовая контора изыскала средства на постройку сухого дока. Все строительство дока – с 1890 по 1897 г. – находилось в ведении Морской строительной части Владивостокского военного порта.
Опыта строительства таких доков на Дальнем Востоке не было. План и условия строительства показали Отто Васильевичу Линдгольму, который уже был подрядчиком строительства плавучего дока, а также мастерских в Адмиралтействе. В конечном счете, контракт все же был подписан. Все поставки оборудования и строительство обеспечивал Торговый дом «О.В. Линдгольм и К°», а техническое руководство осуществлял главный инженер-полковник морского ведомства Василий Васильевич Иванов. Под его руководством во Владивостоке строились: судоремонтные мастерские, минный городок, военно-морской госпиталь, казармы и др. В 80-е гг. XIX столетия решением городской думы одна из улиц Матросской слободы была названа улицей Ивановской.
17 января 1891 г. место строительства дока освятили, а 18 мая в 10.00 в присутствии Наследника Престола Цесаревича Николая Александровича Романова в Минном овраге состоялась закладка сухого дока. Первую тачку с грунтом вывез сам Цесаревич и после освящения собственноручно опустил закладную доску и залил ее цементом. Затем строитель дока О.В. Линдгольм закрыл доску особым камнем, по которому Цесаревич три раза ударил молотком. Раздался торжественный салют. Военный губернатор П.Ф. Унтербергер произнес краткую речь. По окончании закладки Николай рассматривал чертежи дока и выслушал доклад строителя, который затем поднес Цесаревичу серебряную рамку с дощечкой наподобие закладной, а также виды казенных зданий Морского ведомства порта.
В 1896 г. на Всероссийской Нижегородской художественно-промышленной выставке выставлялась модель Владивостокского дока. Также приводились данные об объёме строительных работ и размерах дока: было вынуто 32000 куб. саженей (41600 куб. м) земли и скальных пород, причём периодически производились взрывы с помощью особого шведского состава белита. Длина дока на кильблоках составляла 500 футов (152,4 м), так что в нём мог разместиться довольно крупный военный корабль длиной до 550 футов (167,64 м). Дно на глубину 31,5 фута (9,6 м) выстилалось камнем и на 6,5 фута (1,98 м) бетоном. По килевой линии были поставлены гранитные параллелепипеды, привезённые из Японии, так как в Уссурийском крае не нашли крепкого гранита. В 1895 г. дно дока уже было готово и шло возведение стенок.
А в 1897 г. состоялась церемония открытия сухого дока во Владивостоке, названного именем Цесаревича Николая. Командир Владивостокского порта контр-адмирал Г.П. Чухнин рапортовал управляющему Морским министерством вице-адмиралу П.П. Тыртову:
«Доношу, что 7 сего октября состоялось открытие сухого имени Цесаревича дока и ввод в него крейсера 1 ранга «Дмитрий Донской». У водокачки помещен почетный караул, состоящий из ротных Сибирского флотского экипажа, со знаменем и с хором портовой музыки, затем вокруг всего дока шпалерами была размещена вся свободная от службы команда Сибирского экипажа и с судов эскадры по назначению командующего эскадрой в Тихом океане… Крейсер был введен в док в 7 минут, затем затвор был задвинут, и откачали 3 фута воды с тем расчетом, чтобы киль коснулся блоков (доковых опор). К вечеру того же дня крейсер был поставлен на киль, и распоры утверждены. 8 октября крейсер был окончательно установлен, а вода откачена».
Вот что писала по поводу этого события газета «Владивосток»:
«Седьмое октября 1897 г. будет всегда памятным Владивостоку. В этот день, отныне исторический, Владивосток обзавёлся сухим доком, которому равного по размерам нет на всём Дальнем Востоке. Открытие дока – радость не только для Владивостока, но и для всей России. С этого памятного дня Россия в водах Тихого океана становится независимой от иноземцев, и правительственные деньги, прежде затрачиваемые на пользование чужими доками, будут оставаться в той же русской земле. За Владивостоком – великое будущее, будущее Гонконга, если только мы, русские, теперь твёрдо здесь обосновавшиеся, не ослабнем в энергии и будем так же неукоснительно преследовать задачи, поставленные в основании приобретения этого края».
Док этот работает и поныне, принимая суда разных размеров.
См.: О.В. Линдгольм и К° во Владивостоке. Модель сухого дока // Крюков Н.А. Приамурский край на Всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. – Нижний Новгород, 1896. – С. 52–53; Розенфельд С. Строительство первых доков [во Владивостоке] // Вечер. Владивосток. – 1990. – 3 июля. – С. 5; Реконструкция территории судоремонтных заводов и дока «Цесаревича» под общественный центр в г. Владивостоке // Моор В.К. Архитектурная мастерская В. Моора: школа, лаборатория, студия / [сост.: В.К. Моор, А.Г. Гаврилов, Е.А. Ерышева]. – Владивосток, 2013. – С. 102–105: фот.; Вчера и сегодня дальневосточного судостроения: [о стр-ве первого сухого дока во Владивостоке (док Цесаревича)] // Прогресс Приморья. – 2015. – 13 нояб. – С. 7: фот.
=1
Календарь дат и событий Приморского края на 2017 год