Русским художникам «восточной ветви» посвящалось очередное заседание «Клуба друзей Ларисы Андерсен», прошедшее в ПКПБ им. А.М. Горького. Юрий Лиханский, архитектор, профессор ДВФУ, изучающий как краевед, по его мнению, наиболее насыщенный период творческой жизни Приморья (1917-1922гг.) рассказал о трех художниках, живших во Владивостоке, и во время Гражданской войны эмигрировавших в Китай.
Свой увлекательный рассказ Юрий Иванович начал со знакомства слушателей с Яроном Александром Ивановичем. Возможно потому, что Ярон наиболее близок ему, так как оставил о себе память как архитектор. Он был военным инженером-строителем, участвовал в сооружениии разных объектов Балтийского флота. В 1919 г. судьба привела подполковника А. Ярона с семьей на Тихий океан. Он командир Владивостокского военного порта, приват-доцент Восточного института, где преподавал историю искусств. Александр Иванович участвовал в музыкальной жизни города. Как альтист выступал в составе струнного квартета. В октябре 1922 года вместе с эскадрой Старка Яроны покидают Владивосток.
В Шанхае Александр Иванович занимается проектированием зданий. Старший сын Александр увлекся живописью, как и его мать, брал уроки у Василия Засыпкина, Василия Подгурского тоже некоторое время живших во Владивостоке, его брат Иван-архитектурой. В Китае сохранились два здания, построенных по проектам старшего Ярона. Это военно-приходский храм во имя св. Николая чудотворца памяти царя мученика Николая II и его августейшей семьи в Шанхае, и Дом правительства в Нанкине. В оформлении храма и написании икон участвовали русские художники и сыновья Ярона.
Старший сын архитектора, Александр Александрович, оставил заметный след в живописи. После отъезда из Китая он создал в Вашингтоне художественную студию «AtelierYaron». Его кисти принадлежат портреты многих выдающихся политиков, артистов ХХ века: президента США Р. Рейгана, русского музыканта Л. Растроповича, американског певца Ф. Синатры и других.
Художник, у которого учился живописи А. Ярон, Василий Степанович Подгурский тоже какое-то время жил во Владивостоке, печатался в местном журнале «За творчество». Будучи знакомым с председателем Владивостокского Совета Константином Сухановым, по его поручению непродолжительное время занимался в городе контролем над оружием. После чешского мятежа уехал в Китай. Об этом художнике приморцы узнали благодаря Николаю Платоновичу Манжолину, человеку с легендарной биографией. В начале 1920-х годов Манжолин служил на посыльной яхте «Адмирал Завойко» (ныне мемориальный корабль ТОФ «Красный вымпел») и вместе с ним оказался в Шанхае. Там он и познакомился с Подгурским. Когда Василий Степанович вернулся из эмиграции в Советский Союз, Манжолин установил с ним переписку. Эти письма и один рисунок художника хранятся в краеведческом музее. В Китае Подгурский был известен как портретист. Техника его письма столь реалистична, что его живописные работы принимали за фотографии. В Казанском художественном училище, где по возвращению на родину преподавал Василий Степанович, он воспитал плеяду талантливых живописцев.
К сожалению, как признался Ю.Лиханский, он пока нигде не смог найти подробных сведений и работ Василия Андриановича Засыпкина. Правда, известно, что во Владивостоке Засыпкин оформлял театральные спектакли, участвовал в творческой жизни, а в Шанхае, выполняя рекламные заказы, писал портреты, пейзажи.
Знакомство с русскими художниками Шанхая продолжила председатель «Клуба друзей» Тамара Калиберова. Она принесла на встречу несколько рисунков, переданных ей Ларисой Андерсен. Это работы Игоря Осипова, Игоря Покидова и Владимира Третчикова. Они были дружны с поэтессой и дарили ей свои работы.
Прошедший в библиотеке вечер приоткрыл малоизвестную страницу деятельности русской творческой группы эмиграции, возвратил из небытия некоторые имена наших соотечественников.