Греческое кино многим обязано греческому театру. По-другому и быть не может. Великая античная поэзия зарождалась под античными небесами. Слова «театр», «драма», «сцена» - греческого происхождения. Их придумали свободные граждане древних Афин и их великие поэты Эсхилл, Софокл, Еврипид.
Традиция сильна. Греция чтит и пестует своё античное величие. И по мере сил (Греция сегодня живет нелегко) развивает и оберегает его. Ежегодно в стране проходят многочисленные фестивали театрального искусства и кинофестивали. А самобытный греческий кинематограф и по сей день словно бы облачён в античные одежды высоких идеалов гражданской доблести.
Человечество по–прежнему взирает на белый мрамор античности как бы снизу вверх, прекрасно понимая, что ему никогда не удастся достичь подобного совершенства. Высок и велик был дух древних эллинов. Высоко и лучезарно их искусство. На делах и свершениях детей сегодняшней Эллады мы различаем лишь слабый отблеск их былого совершенства.
50-70 гг., которые охватывает ретроспектива «Последние богини Эллады», стали «золотым веком» для греческого кинематографа. Страна снимала более ста фильмов в год. Их смотрел весь мир. Известный греческий кинорежиссер Пантелис Вулгарис как-то сказал: «Кино для меня - как письмо в бутылке. Режиссёр сочиняет послание и бросает в море в надежде, что кто-нибудь когда-нибудь его прочтёт. Но при этом каждый в глубине души понимает, что бутылок - тысячи. И если твоё послание дойдет - ты счастливый человек!»
В те «золотые годы» практически все греческие «фильмы – послания» находили своего адресата. Этими адресатами были зрители всего мира. Человечество. Что тут играло роль? Актуальность темы? Форма? Талант их создателей, говоривших на языке Гомера, на языке гекзаметра, самом совершенном языке античной метрики? Или особая мужественность и харизма греческих мужчин-исполнителей, которые все, как на подбор, были либо Ахиллесы, либо Патроклы, либо Прометеи? Или в манкой красоте женщин-актрис, в крови которых всё ещё ощутимы токи великих античных героинь – Антигоны, Ифигении или Электры?
Дабы получить ответы на эти вопросы, мы предлагаем вашему вниманию четыре греческих фильма с участием четырёх больших актрис, которых греки и поныне называют «последними греческими богинями». Вот их имена. Ирен Папас – актриса и певица, обладающая классической греческой красотой и уникальным тембром голоса, носящая неофициальный титул православного символа Греции. Алики Вуюклаки – актриса, певица, всеобщая любимица, «королева сердец» Греции. Элли Ламбети – актриса, певица, самая хрупкая, самая изящная, по-неземному прекрасная. И, наконец, Мелина Меркури - актриса, символ Греции, общественный деятель, первая в Греции женщина - министр культуры. Мятежная и свободолюбивая, как сама Афина Паллада.
Таков пролог, иначе Prologos - обязательное речевое действо, предшествующее античному представлению. За ним последуют следующие киносюжеты – античные и современные.
23 НОЯБРЯ 2017 г.18:00, четверг.
ЭЛЕКТРА. Фильм Михалиса Какоянниса с участием Ирен Папас. Греция, 1962 год. 110 мин.
В ролях: Ирен Папас, Гианнис Фертис, Алека Кацелли.
Экранизация мифа об Электре, желавшей отомстить за смерть своего отца Агамемнона и подстрекавшей брата Ореста на убийство собственной матери Клитемнестры и её любовника.
Оскар, 1963 год, номинация: Лучший фильм на иностранном языке - «Греция»; Каннский кинофестиваль, 1962 год: Технический гран-при, Лучшая кинематографическая транспозиция.
30 НОЯБРЯ 2017 г.18:00, четверг.
СИРТАКИ. Фильм Георге Скаленакиса с участием Алики Вуюклаки. Греция, 1967 год. 74 мин.
В ролях: Алики Вуюклаки, Димитрис Папамайкл.
Легендарный греческий фильм 60-х годов, весёлая музыкальная комедия. В ней много юмора и, разумеется, хореографии, раз фильм носит название «Сиртаки».
Оркестр ночного клуба лишился своего вокалиста. Оркестранты пустились искать замену. Нашли её на одной из строек. Парень поёт как Орфей. Он соглашается подрабатывать по вечерам. Его выступления в ночном клубе собирают публику. И всё бы хорошо, если бы не ревнивица – жена. Она – то и усложняет дело. А тут ещё, как на зло, у новоявленного таланта появляется богатая воздыхательница. Словом, интрига закручивается…
7 ДЕКАБРЯ 2017 г.18:00, четверг.
ДЕВУШКА В ЧЕРНОМ. Фильм Михалиса Какоянниса с участием Элли Ламбети. Греция, 1956 год. 100 мин.
В ролях: Элли Ламбети, Димитрис Хорн, Элени Зафириу. Фильм на греческом языке с русскими субтитрами.
Послевоенная Гидра - один из многочисленных прекрасных греческих островков со своим устоявшимся патриархальным бытом, где каждый житель на виду. Взять ту же Марину. Её сестра утопилась, брат упрям и вспыльчив, физически слаб и не в состоянии нести ответственность за семью. Её мать с репутацией доступной женщины, презираема и осуждаема соседями. Да и сама Марина, семья которой была весьма зажиточной, вызывает у молодых людей Гидры неоднозначное к ней отношение. Кто–то симпатизирует, кто–то откровенно недолюбливает.
Но вот в доме Марины поселяются двое молодых афинян, решивших провести отпуск на острове – Павлос и Антонис. Они и не предполагают, в эпицентре каких кипящих страстей скоро окажутся…
Золотой глобус, 1957 год: Лучший иностранный фильм - «Греция»; Каннский кинофестиваль, 1956 год, номинация: Золотая пальмовая ветвь.
14 ДЕКАБРЯ 2017 г. 18:00, четверг.
ФЕДРА. Фильм Жюля Дассена с участием Мелины Меркури. Греция, Франция, США, 1962 год. 115 мин.
В ролях: Мелина Меркури, Энтони Перкинс, Раф Валлоне.
В этом переложении древнегреческого мифа действие переносится в современную эпоху, где Федра - молодая жена олигарха, которой суждено испытать безнадежную любовь к современному Ипполиту - Алексису, сыну своего супруга от первого брака. Но когда она встречает Алексиса, между ними возникает безнадёжная любовь…
Оскар, 1963 год, номинация: Лучшая работа художника по костюмам (ч/б фильмы)