Вспоминая Генриха Бёлля

Дата 21 декабря 2017 г.

21 декабря исполняется 100 лет со дня рождения  выдающегося немецкого писателя ХХ века, лауреата Нобелевской премии по литературе Генриха Белля, много издаваемого и искренне почитаемого в нашей стране.

Мощнейшим фактором становления Белля как человека, как писателя было его участие во Второй мировой войне. В 1939 году он был призван в ряды вермахта, и несколько лет провел во Франции, потом воевал на Украине и в Крыму. В апреле 1945 года сдался в плен американцам. Как говорил сам писатель в 1979 году в интервью парижскому журналу «Синтаксис»: «Я добровольно пошел на фронт… Нас в школе воспитывали ветераны Первой мировой войны, фронтовые переживания были переживаниями поколения наших отцов. До 1941 года я не имел никакого отношения к войне. Во Францию я попал, когда уже все там было кончено — в качестве солдата оккупационных войск, и мы там просто жили. Мне хотелось почувствовать, как живут люди на фронте, — конечно, это было глупым и безответственным любопытст­вом. Как ни странно, совесть моя при этом была спокойна. Так вот с этой армией я и топал по России. Я был в самом прямом смысле этого слова — попутчиком, да, мы так это называли. Потом я вернулся, полный угрызений».

Практически во всех своих произведениях, известных русскоговорящему читателю, Белль рассказывает о бессмысленности войны, жизненных тяготах и душевном надломе людей, вернувшихся с фронта, затрагивает проблемы социальных и моральных последствий страшной мировой трагедии.  Это и «Групповой портрет с дамой», и «Бильярд в половине десятого», и «Дом без хозяина». Отдельное место в ряду творений Белля занимает роман «Глазами клоуна», который критики называли «немецким» «Над пропастью во ржи» ( Белль известен и как переводчик  Дж.Сэлинджера). Это роман о судьбе всей Германии, - на первый взгляд счастливой и процветающей, а в действительности - глубоко переживающей драму причастности к побежденному, но еще не забытому "обыкновенному фашизму"... Немецкая тема и недавняя немецкая история  освещены в его произведениях иным, «человеческим» светом. Именно это и обеспечило ему колоссальный успех в советской стране, едва опомнившейся от кровавой сталинской диктатуры.

После войны с Россией у Белля сформировался искренний творческий интерес к нашей стране и ее литературе. Хочется процитировать его замечательные слова: «Русская литература – это литература большого дыхания». Он высоко ценил многих русских писателей, а роман Ю.Трифонова «Нетерпение» даже выдвигал на Нобелевскую премию.

Начиная с 1962 года он несколько раз приезжал в СССР, побывал в Москве, Ленинграде, Тбилиси, в Ясной Поляне. В 1969 году в Германии вышел его документальный фильм «Писатель и его город: Достоевский и Петербург». В России фильм ни разу не демонстрировался. Дело в том, что Бёлль активно выступал в защиту писателей-диссидентов, дружил с А.Солженицыным, нелегально вывозил его рукописи на Запад для последующей публикации, а в 1974 году предоставил высланному из страны Александру Исаевичу временное пристанище в своем доме в Кельне. В фильме о Достоевском было интервью с Иосифом Бродским, которое советские власти потребовали удалить, но автор, разумеется, отказался это сделать. …В течение 12 лет в нашей стране действовал запрет на публикацию произведений Белля, который был снят только с началом перестройки.

Генрих Белль и поныне остается самым  популярным и издаваемым в нашей стране германским писателем молодого послевоенного поколения. И это не удивительно. К каким бы темам ни обращается Бёлль, его книги - в конечном итоге - о совести и свободе, о милосердии, сострадании и терпимости.

Творчество Генриха Бёлля широко представлено в фондах нашей библиотеки на русском и немецком языках:

  •       Собрание сочинений. 1996
  •       Ночной разговор с палачом. 1991
  •       Ирландский дневник; Бильярд в половине десятого; Глазами клоуна; Потерянная честь Катарины Блюм. 1988
  •       Самовольная отлучка. 1989
  •       Женщины у берега Рейна. 1989
  •       Каждый день умирает частица свободы. 1989
  •       Семь коротких историй. 1968
  •       Город привычных лиц. 1964
  •       Долина Грохочущих Копыт; Поезд прибывает по расписанию. 1971
  •       Избранное. 1987
  •       Где ты был, Адам? 1963
  •       Бильярд в половине десятого. Глазами клоуна. 1987
  •       Групповой портрет с дамой. 1987
  •       Heinrich Böll “Ansichten eines Clowns“, 2002 («Глазами клоуна»)
  •        „Das Heinrich Böll Lesebuch“, hrsg. von Viktor Böll, 1993 («Генрих Бёлль: книга для чтения»)
  •       Heinrich Böll „Die verlorenen Ehre der Katharina Blum“, 1997 («Потерянная честь Катарины Блюм»)
  •       Heinrich Böll „Frauen vor Flusslandschaft“, 1992 («Женщины у берега Рейна»)
  •       Heinrich Böll „Fürsorgliche Belagerung“, 1990 («Под конвоем заботы»)
  •       Heinrich Böll „Werke: Romane und Erzählungen“, 4 Teile, 1989 (Собрание сочинений в 4 томах: романы и рассказы 1947-1985)