Новости > Дата от 21 декабря 2017 г.

Вспоминая Генриха Бёлля

21 декабря исполняется 100 лет со дня рождения  выдающегося немецкого писателя ХХ века, лауреата Нобелевской премии по литературе Генриха Белля, много издаваемого и искренне почитаемого в нашей стране.

Мощнейшим фактором становления Белля как человека, как писателя было его участие во Второй мировой войне. В 1939 году он был призван в ряды вермахта, и несколько лет провел во Франции, потом воевал на Украине и в Крыму. В апреле 1945 года сдался в плен американцам. Как говорил сам писатель в 1979 году в интервью парижскому журналу «Синтаксис»: «Я добровольно пошел на фронт… Нас в школе воспитывали ветераны Первой мировой войны, фронтовые переживания были переживаниями поколения наших отцов. До 1941 года я не имел никакого отношения к войне. Во Францию я попал, когда уже все там было кончено — в качестве солдата оккупационных войск, и мы там просто жили. Мне хотелось почувствовать, как живут люди на фронте, — конечно, это было глупым и безответственным любопытст­вом. Как ни странно, совесть моя при этом была спокойна. Так вот с этой армией я и топал по России. Я был в самом прямом смысле этого слова — попутчиком, да, мы так это называли. Потом я вернулся, полный угрызений».

Практически во всех своих произведениях, известных русскоговорящему читателю, Белль рассказывает о бессмысленности войны, жизненных тяготах и душевном надломе людей, вернувшихся с фронта, затрагивает проблемы социальных и моральных последствий страшной мировой трагедии.  Это и «Групповой портрет с дамой», и «Бильярд в половине десятого», и «Дом без хозяина». Отдельное место в ряду творений Белля занимает роман «Глазами клоуна», который критики называли «немецким» «Над пропастью во ржи» ( Белль известен и как переводчик  Дж.Сэлинджера). Это роман о судьбе всей Германии, - на первый взгляд счастливой и процветающей, а в действительности - глубоко переживающей драму причастности к побежденному, но еще не забытому "обыкновенному фашизму"... Немецкая тема и недавняя немецкая история  освещены в его произведениях иным, «человеческим» светом. Именно это и обеспечило ему колоссальный успех в советской стране, едва опомнившейся от кровавой сталинской диктатуры.

После войны с Россией у Белля сформировался искренний творческий интерес к нашей стране и ее литературе. Хочется процитировать его замечательные слова: «Русская литература – это литература большого дыхания». Он высоко ценил многих русских писателей, а роман Ю.Трифонова «Нетерпение» даже выдвигал на Нобелевскую премию.

Начиная с 1962 года он несколько раз приезжал в СССР, побывал в Москве, Ленинграде, Тбилиси, в Ясной Поляне. В 1969 году в Германии вышел его документальный фильм «Писатель и его город: Достоевский и Петербург». В России фильм ни разу не демонстрировался. Дело в том, что Бёлль активно выступал в защиту писателей-диссидентов, дружил с А.Солженицыным, нелегально вывозил его рукописи на Запад для последующей публикации, а в 1974 году предоставил высланному из страны Александру Исаевичу временное пристанище в своем доме в Кельне. В фильме о Достоевском было интервью с Иосифом Бродским, которое советские власти потребовали удалить, но автор, разумеется, отказался это сделать. …В течение 12 лет в нашей стране действовал запрет на публикацию произведений Белля, который был снят только с началом перестройки.

Генрих Белль и поныне остается самым  популярным и издаваемым в нашей стране германским писателем молодого послевоенного поколения. И это не удивительно. К каким бы темам ни обращается Бёлль, его книги - в конечном итоге - о совести и свободе, о милосердии, сострадании и терпимости.

Творчество Генриха Бёлля широко представлено в фондах нашей библиотеки на русском и немецком языках:

  •       Собрание сочинений. 1996
  •       Ночной разговор с палачом. 1991
  •       Ирландский дневник; Бильярд в половине десятого; Глазами клоуна; Потерянная честь Катарины Блюм. 1988
  •       Самовольная отлучка. 1989
  •       Женщины у берега Рейна. 1989
  •       Каждый день умирает частица свободы. 1989
  •       Семь коротких историй. 1968
  •       Город привычных лиц. 1964
  •       Долина Грохочущих Копыт; Поезд прибывает по расписанию. 1971
  •       Избранное. 1987
  •       Где ты был, Адам? 1963
  •       Бильярд в половине десятого. Глазами клоуна. 1987
  •       Групповой портрет с дамой. 1987
  •       Heinrich Böll “Ansichten eines Clowns“, 2002 («Глазами клоуна»)
  •        „Das Heinrich Böll Lesebuch“, hrsg. von Viktor Böll, 1993 («Генрих Бёлль: книга для чтения»)
  •       Heinrich Böll „Die verlorenen Ehre der Katharina Blum“, 1997 («Потерянная честь Катарины Блюм»)
  •       Heinrich Böll „Frauen vor Flusslandschaft“, 1992 («Женщины у берега Рейна»)
  •       Heinrich Böll „Fürsorgliche Belagerung“, 1990 («Под конвоем заботы»)
  •       Heinrich Böll „Werke: Romane und Erzählungen“, 4 Teile, 1989 (Собрание сочинений в 4 томах: романы и рассказы 1947-1985)