15 февраля - 90 лет со дня рождения Горлача Николая Семеновича (1928-2008), самодеятельного композитора, дирижера, музыканта-исполнителя.
Родился в г. Харбине, в семье служащих КВЖД. В 1937 г. после переезда семьи в г. Сталиногорск (ныне - г. Новомосковск Тульской области) родители были репрессированы, Николай воспитывался в детдоме.
Музыкальное образование получил в г. Иваново. По окончании училища был призван на срочную службу в армию. Как музыкант служил в г. Благовещенске, где окончил курсы военных дирижеров, на Камчатке (3 года), во Владивостоке (1 год). С 1954 г., после демобилизации, работал в оркестре Владивостокского цирка, в оркестре кинотеатра «Приморье». В 1958 г. начал работать в симфоническом оркестре Приморского государственного комитета по радиовещанию (дирижер Виталий Краснощек), где 28 лет был солистом (фагот). Заведовал музыкальной частью Театра юного зрителя (ныне – Приморский театр молодежи), Приморского краевого театра кукол, одновременно руководил эстрадным оркестром при Владивостокском Доме Красной армии и флота (ныне – Владивостокский Дом офицеров Тихоокеанского флота).
Н.С. Горлач – не только музыкант-исполнитель. «Судьба» не позволила ему получить высшее музыкальное образование, что с сожалением отмечалось Секретариатом Союза композиторов России в Москве при решении вопроса о принятии его в члены СКР. Но природный дар и творческая активность позволили ему как композитору высказаться в различных жанрах. За более чем сорок лет своей творческой деятельности музыкант сочинил большое количество произведений, но всегда тяготел к симфоническому жанру: увертюрам, концертам.
Его «Концерт для голоса с оркестром» (первая исполнительница – заслуженная артистка России, профессор ДВГИИ Г.С. Алексейко) в композиционном плане перекликающийся с известным концертом Р. Глиэра, как отмечала музыковед, заслуженная артистка России, член Союза композиторов России Т.П. Пакулова, относится к наиболее крупным сочинениям приморских композиторов.
«Концерт для трубы с оркестром», написанный для солиста оркестра Александра Егоровича Ивашкина (труба), впервые прозвучал в прямом эфире Приморского радио в исполнении симфонического оркестра Приморского радио (дирижер Алексей Гирш) и вошел в репертуар оркестра.
Среди его сочинений – оперетты «Берегитесь мужики» (стихи С. Уриха), «Денис Давыдов» (стихи Д. Давыдова), опера «Олеся»: по одноименной повести А.И. Куприна «Олеся» (либретто Н. Горлача).
Особой областью творчества Н. Горлача является вокально-хоровая музыка. Он - автор музыки вокального цикла «О любви» для меццо-сопрано и симфонического оркестра на стихи советских поэтов.
Помимо вокально-симфонической и вокально-хоровой музыки Н. Горлач в своём творчестве обращался и к массовому жанру, такому как песни, романсы. Он написал музыку более чем к 30-ти популярным песням и романсам на стихи советских (и, в том числе, приморских) поэтов, таких как Р. Гамзатов, С. Мурадян, С. Есенин, В. Коврижкин,
В. Булавинцев, В. Тыцких, Л. Ишутинова, Я. Голяков, И. Ляпин, неоднократно удостаивался почетного звания лауреата городских и краевых конкурсов приморских композиторов.
Детская вокальная музыка представлена в творчестве композитора, как отдельными произведениями, так и вокальными циклами, среди них - вокально-хоровой цикл «Видел сам»: в девяти частях для детского хора и симфонического оркестра на стихи В. Лифшица, Концерт для детского хора (шуточные байки про зверей и животных) на стихи В. Шульжика.
Вокально-симфонические произведения, песни и романсы, музыку к которым написал Н. Горлач, исполняли известные приморские солисты: В. Рубан, В. Рындин, Ю. Лаврентьев, В. Панченко, заслуженные артисты России Г. Алексейко, О. Синицына, И. Волков, Е. Морозова, С. Соколова, В. Шалин, В. Коркишко, заслуженный деятель искусств В. Воронин и музыкальные коллективы города и края.
Творчество Н. Горлача неоднократно отмечалось известными музыковедами, членами Союза композиторов России заслуженным работником культуры РФ Н.А. Соломоновой и заслуженной артисткой РФ Т.П. Пакуловой в обзорах музыкальной жизни Дальнего Востока, а также в статьях А. Каяк, Н. Мальтера, И. Пермяковой, опубликованных в журналах «Советская музыка», «Музыкальная жизнь».
Многие годы Н.С. Горлач сотрудничал с Дальневосточной композиторской организацией Союза композиторов России, являлся активным участником пленумов и фестивалей.
Его симфонические сочинения достойно представляли музыкальную культуру Приморья на различных концертных площадках Дальнего Востока, в Якутске и Красноярске. В концертной программе IX пленума Дальневосточной композиторской организации (г. Благовещенск, 1984 г.) прозвучала первая часть его «Концерта для меццо-сопрано с оркестром». «Праздничная увертюра» Н.С. Горлача, посвященная Владивостоку, была исполнена на фестивале современной музыки «Дальневосточные ассамблеи» Дальневосточным симфоническим оркестром под управлением заслуженного деятеля искусств России В. Тица (декабрь 2000 г., г. Хабаровск).
В 2001 г. в Камерном театре драмы (г. Владивосток) состоялся авторский концерт Н.С. Горлача совместно с Тихоокеанским симфоническим оркестром. Прозвучали «Концерт для фортепиано с оркестром», «Концерт для трубы с оркестром» (солист – А.Е. Ивашкин), фрагменты из оперы «Олеся».
Большую часть своего творческого наследия Н.С. Горлач доверил нотно-музыкальному отделу ПКПБ им. А.М. Горького. Помимо нотных рукописей в фонде отдела находятся аудио- и видеозаписи его авторских концертов, вокальных и симфонических произведений в исполнении ведущих солистов, музыкантов и творческих коллективов Владивостока. Среди них - Второй авторский концерт, арии и дуэты из оперы «Олеся» и оперетты «Денис Давыдов», Концерт для скрипки: 2-я часть, Праздничная увертюра, романсы и др.
Г. Токарева