Тысячу лет назад приготовила нам прекрасный подарок женщина, которую мы знаем как Сэй-Сёнагон. Она записывала на бумаге впечатления, размышления, забавные и трогательные сценки, наблюдения за природой, нравами людей. Она жила в городе Хэйан, который теперь называется Киото. Эпоха Хэйан была похожа на европейский Ренессанс, когда в Японии расцвели искусства и литература. И не последнюю роль в этом расцвете играли женщины. Удивительно, что написанное ими интересно читать и теперь.
Например:
«То, что дорого как воспоминание
Листья мальвы.
Игрушечная утварь для кукол.
Вдруг заметишь между страницами книги, когда-то заложенные туда лоскутки сиреневого или пурпурного шелка.
В тоскливый день, когда льют дожди, неожиданно найдешь старое письмо от того, кто когда-то был тебе дорог.
То, что утонченно-красиво
Белая накидка, подбитая белым, поверх бледно-лилового платья.
Яйца дикого гуся.
Сироп из сладкой лозы с мелко наколотым льдом в новой металлической чашке.
Четки из хрусталя.
Цветы глицинии.
Осыпанный снегом сливовый цвет.
Миловидный ребенок, который ест землянику».
Сэй-Сёнагон была придворной дамой императрицы, потому в ее дневнике много зарисовок императорского быта. И это увлекательно почти как роман. Кажется странным, что хотя обычаи и привычки далеки от нас, но чувства, переживания, слезы и смех так похожи. Свое название «Записки у изголовья» книга получила позже. Она пишет свободно и откровенно, так как думала, что эту книгу никто не увидит. Поразительная наблюдательность, психологизм, чувство юмора заставляют удивляться и смеяться, грустить и задумываться.
Сэй-Сёнагон широко распахивает перед нами дверь в своеобразный мир древней Японии и в мир женщины. Чтение в праздничные дни для ума и души.
Этим эссе мы начинаем цикл рассказов о литературе Японии и мероприятиях, посвященных Году России в Японии и Году Японии в России.
Татьяна Самойленко, зав. отделом ПКПБ им. А.М.Горького