«Тайные виды на Фудзи» Пелевина, или 10 главных новинок осени

Статья 28 сентября 2018 г.

Накануне выхода нового ежегодного романа Виктора Пелевина прикидываем, какие еще интересные произведения художественной литературы ждут нас в первой половине сезона 2018—2019 годов

1. Виктор Пелевин. «Тайные виды на гору Фудзи»

М.: Эксмо, 2018 (27 сентября)
Пелевин, несмотря ни на что, пишет по роману в год. Несокрушимый профессионализм самого мистического из русских бестселлермейкеров заслуживает уважения.

2. Олег Лекманов, Михаил Свердлов, Илья Симановский. «Венедикт Ерофеев: посторонний»

М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2018  (8 октября)
Первая подробная биография автора «Москвы — Петушков», выходящая к 80-летию со дня его рождения. Ерофеев жил совсем недавно, умер молодым, люди, близко его знавшие, — среди нас. Момент забронзовения мелочей жизни в монолитную биографию всегда волнующ.

3. Адам Уильямс. «Книга алхимика»

СПб.: Аркадия, 2018 (конец октября)
Изысканная и мистическая книга на грустную и жестокую тему. Гражданская война в Испании, горстка коммунистов тщетно пытается укрыться от повстанцев-франкистов в древнем соборе… и находят в его подземелье рукопись XI века. Которая дает надежду на спасение. Но не всем и не такое, о котором мечталось. События первой половины XX века отходят в область легендарного и требуют новой оптики.

4. Эрик Вюйар. «Повестка дня»

М.: Эксмо, 2018 (конец октября)
Свежий роман — лауреат Гонкуровской премии — рассказывает об альянсе крупного капитала и жесткой власти. Причем и то и другое — в крайнем своем проявлении. Потому что «повестка дня», о которой идет речь в романе, — это немецкая аннексия Австрии 1938 года… Автор приедет в Москву обсудить повестку лично.

5. Джордж Сондерс. «Десятое декабря»

М.: Эксмо, 2018 (конец октября )
Американец Сондерс изрядно поразил читателей (и жюри Пулитцеровской премии) зыбким «разомкнутым» романом «Линкольн в бардо». На сей раз перед нами книга рассказов. Интересно, как он совместит свой фирменный «размытый» стиль с короткой формой.

6. Алексей Иванов. «Пищеблок»

М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2018 (середина ноября)
Алексей Иванов — из тех (крайне немногочисленных) писателей, для которых новый роман — это непременно принципиально новый герой и новая стилистика. Теперь автор исторических саг собирается предложить нам роман о пионерах-вампирах 80-х. Нужно ли к этому что-то добавлять? Ждем и трепещем.

7. Умберто Эко. «Заклятие сатаны. Хроники текучего общества»

М.: АСТ, Corpus, 2018 (ноябрь)
Последняя книга, подготовленная знаменитым автором к печати лично. И, как обычно, книга весьма толстая, хотя и не цельная. Это очередное собрание заметок из миланского L’Espresso, на сей раз с 2000 по 2015 год. И как обычно — обо всем понемножку: политика, философия, религия, массмедиа и элитарная книжность. К последней апеллирует оригинальное название: “Pape Satàn Aleppe” — загадочная фраза из Дантова «Ада».

8. Дэвид Фостер Уоллес. «Бесконечная шутка»

СПб.: Астрель, 2018 (конец ноября)
Своего рода «Улисс конца XX века» — или, если угодно, «американский “Бесконечный тупик”»: тысячестраничный и крайне сложный для восприятия роман с множеством тем и многоуровневых примечаний. На момент выхода книги в 1996 году автору было 34 года — и за отпущенные ему оставшиеся 12 лет он не сумел создать ничего равновеликого. Выход русского издания многократно откладывался — но в данном случае переводчиков и редакторов трудно в этом упрекать.

9. Евгений Водолазкин. «Брисбен»

М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной (январь 2019)
Евгений Водолазкин любит давать своим романам названия короткие и неожиданные. После великолепного (псевдо)исторического «Лавра» и романтически-фантастического «Авиатора»пришел черед роману, название которого позаимствовано у столицы одного из австралийских штатов. И это всё, что о нем пока можно сказать.

10. Михаил Харитонов. «Золотой Ключ, или Похождения Буратины»

М.: Флюид FreeFly (зима 2019)
Последней в нашем списке фигурирует самое неподъемное, возмутительное и неоднозначное произведение. Как понятно из названия, фантастический роман, действие которого происходит в постапокалиптическом мире победившей генной инженерии, являет собой своего рода ремейк классической повести Алексея Толстого. Но ремейк, во-первых, огромный (44 авторских листа — что, впрочем, в полтора раза меньше «Войны и мира»), чем и объясняется долгая подготовка к печати, а во-вторых, сознательно, последовательно и, главное, талантливо нарушающее все мыслимые табу, вплоть до самых, казалось бы, базовых. Так что издатель Вадим Левенталь, взявший уже хорошо известный адептам сетевой литературы текст в свою книжную серию, проявил смелость, граничащую с дерзостью. Без которой, впрочем, искусство немыслимо. «Буратина» с легкостью находится онлайн — но лучше не заглядывайте в нее на рабочем месте.

Источник: ГодЛитературы.РФ