В октябре 1903 года Антон Чехов закончил работу над пьесой «Вишневый сад». Режиссер Константин Станиславский, который первым поставил пьесу в Московском Художественном театре, признавался: «Ее [пьесы] прелесть в неуловимом, глубоко скрытом аромате. Чтобы почувствовать его, надо как бы вскрыть почку цветка и заставить распуститься его лепестки». И до сих пор «Вишневый сад» остается одним из самых неоднозначных произведений русской литературы. О том, на какие детали нужно обратить внимание, чтобы по-настоящему понять пьесу, порталу «Культура.РФ» рассказала Ирина Сухова, научный сотрудник отдела Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля «Дом-музей А.П.Чехова».
Особенности пьесы «Вишневый сад»
«Вишневый сад» стал последним произведением и своеобразным завещанием Антона Чехова. Пьеса была написана на рубеже веков, в крайне непростое для России время, эпоху глобальных перемен. А ее персонажами стали современники драматурга — обыкновенные люди, «негерои», что свойственно для творчества Чехова.
Действие «Вишневого сада» разворачивается в имении Любови Андреевны Раневской, которое может быть вскоре продано за долги. Однако конкретных событий, подталкивающих развитие сюжета, в пьесе практически нет. Это объясняется особенным видением Чехова, для которого главное действие всегда заключено в движении души, а не в событиях внешнего мира. Каждый персонаж «Вишневого сада» переживает собственную драму и не всегда «включается» в общую историю — историю продажи вишневого сада. Каждый погружен в собственные, личные переживания. И поэтому в чеховской пьесе не работает традиционный принцип построения диалога: персонажи драмы не столько взаимодействуют друг с другом, сколько высказывают то, что у каждого из них на душе.
В свою очередь, это объясняет особенность диалогов в пьесе. Давно подмечено, что диалоги в чеховских пьесах стремятся к монологам. Персонажи не слышат и не хотят понять того, о чем говорят другие. Но такой «диалог глухих», который раньше был лишь комическим эффектом, в чеховской драматургии становится символом общечеловеческой глухоты друг к другу, непонятости и бесприютности.
Многие персонажи пьесы чувствуют не только собственную неустроенность, обособленность, но и безотрадность и бессодержательность, пустоту жизни в целом. «Как вы все серо живете, как много говорите ненужного», — произносит Раневская, и Лопахин подтверждает: «Это правда. Надо прямо говорить, жизнь наша дурацкая». Итог этих размышлений подводит Петя Трофимов, обличающий отсутствие идейного содержания в жизни интеллигенции, недостаток деловой принципиальности и духовной лености: «Громадное большинство той интеллигенции, которую я знаю, ничего не ищет, ничего не делает и к труду пока неспособно. Называют себя интеллигенцией, а прислуге говорят «ты», с мужиками обращаются, как с животными, учатся плохо, серьезно ничего не читают, ровно ничего не делают, о науках только говорят, в искусстве понимают мало...»
Однако глубокие и громкие слова героев зачастую так и остаются словами. Кажущееся понимание сущности вещей не подкрепляется никакими действиями, и сколько бы тот же Трофимов ни призывал Аню к новой счастливой жизни, ни одного реального поступка и дела он не совершает.
«Прежде — теперь»
Чтобы понять самую суть «Вишневого сада», необходимо увидеть и проанализировать равновесие скрытых в нем мотивов, оппозиций и антитез. И одна из главных оппозиций пьесы — это противопоставление «прежде — теперь».
Прежде вишневый сад был богатым и счастливым, а теперь на 22 августа назначены торги; прежде в имении боялись и уважали старого барина, который «всех сургучом пользовал, от всех болезней», а теперь лакей Яша не может без смеха слушать Гаева и остается безнаказанным за непочтительное поведение. Прежде на балах в усадьбе «танцевали генералы, бароны, адмиралы, а теперь посылаем за почтовым чиновником и начальником станции, да и те не в охотку идут». Прежде «мужики при господах, господа при мужиках, а теперь все враздробь, не поймешь ничего», как говорит старый Фирс.
В начале пьесы Фирс вспоминает: «…лет 40–50 назад вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили, и, бывало, сушеную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было!»На момент первого появления на сцене «Вишневого сада» фраза «лет 40–50 назад» отсылала к эпохе до отмены крепостного права. И именно с этой исторической точки начинается настоящий отсчет времени и событий в пьесе.
Чехов отсылает читателей и к 70-м годам XIX века, о которых Гаев пытается рассказывать в ресторане, и к 80-м, которые «не хвалят», и к 90-м — началу декадентского периода в русской культуре. Таким образом, Чехов в своем творчестве связывает внутреннее состояние своих героев с реальным состоянием России того периода — с эпохой кардинальных перемен и отмирания прежних порядков.
Одна из причин упадка имения в «Вишневом саде» — обращенность его владельцев в план прошлого, нежелание принять экономические и социальные условия нового времени и действовать. И звук лопнувшей струны, возникающий во втором действии пьесы, только подчеркивает разрыв связующей нити прошлого и настоящего.
«Усадьба — город»
Несмотря на то что действие пьесы разворачивается в усадьбе Раневской, город занимает в системе образов «Вишневого сада» ключевое место. Усадьба находится в двадцати верстах от города; возле нее проходит железная дорога; герои отправляются в город на завтрак; а пока в усадьбе проходит бал, в городе вишневый сад продают на торгах — в результате чего герои оказываются вынуждены переехать из усадьбы в город. Так Чехов выстраивает еще одну важную оппозицию пьесы: «усадьба — город».
Исследователь творчества Чехова литературовед Игорь Сухих отмечал, что центром мира России прошлого была дворянская усадьба. Рядом с ней — деревня, так называемый «мужицкий мир», чуть дальше — провинциальный город, и где-то на периферии — Петербург и Москва. Однако в начале ХХ века жизненный уклад в стране изменился и начал развиваться по законам капиталистического города, отчего центр и периферия поменялись местами. Поэтому в социальном аспекте драма Раневской и Гаева заключается в том, что они не хотят существовать на периферии жизни, но из-за неприспособленности к новым реалиям ничего не могут с этим сделать.
«Усадьба — имение» и «романтики — прагматики»
Чехов пишет, что действие пьесы происходит в имении Раневской, а в ремарке ко второму действию сообщает, что в поле «видна дорога в усадьбу Гаева». Это означает, что брат и сестра совместно владеют имением — причем имением весьма обширным. Когда Лопахин предлагает героям свой план о разделении вишневого сада на участки, он подсчитывает: если «брать с дачников самое малое по двадцати пяти рублей в год за десятину», то «вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода». Таким образом, Раневская и Гаев имеют в своем владении тысячу десятин (более тысячи гектаров), на которой расположены поля, деревня, сад и другие угодья.
Лопахин, думая о продаже вишневого сада, беспокоится именно об имении — о хозяйстве, которое может и должно приносить доход. Он совершенно искренне пытается помочь Раневской сохранить его и предлагает план, основанный, вероятно, на собственном опыте. «Я весной посеял маку тысячу десятин и теперь заработал сорок тысяч чистого», — рассказывает Лопахин и добавляет: «А когда мой мак цвел, что это была за картина! Так вот я, говорю, заработал сорок тысяч…»
Этими словами Чехов раскрывает всю суть внутреннего конфликта Лопахина. Он, с «тонкими, нежными пальцами, как у артиста, тонкой, нежной душой», способен видеть красоту, наслаждаться ей; но в то же время Лопахин — сын крестьянина, с самого детства привыкший к труду и своими силами заработавший приличное состояние. В нем борются романтик и прагматик — но делец, в духе нового века оценивающий все с точки зрения возможной выгоды, всегда побеждает. Именно поэтому, купив имение, Лопахин все же вырубает прекрасный вишневый сад — ради материальной пользы.
Раневской и Гаеву, напротив, чужды хозяйственные заботы. Их собственное имение пребывает в запустении: Любовь Андреевна последние пять лет жила за границей, Гаев «все свое состояние проел на леденцах», конторщик Епиходов занимается чем угодно, но не делами, и лишь одна Варя хлопочет по хозяйству — и то только по дому. Для владельцев вишневого сада главной ценностью является именно усадьба — дворянское гнездо, дом и сад, очаровательный мир прошлого, утонченного и возвышенного. И понимая, что они теряют имение, они жалеют лишь о доме, где прошло их детство и с которым связаны их самые сокровенные воспоминания.
Любовь Андреевна: О, мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось. (Смеется от радости.) Весь, весь белый! О, сад мой! После темной, ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя...
Раневская и Гаев готовы потерять все, только бы не дать вырубить вишневый сад. Для них он не только связан со счастливым прошлым, но и олицетворяет неувядающую красоту, духовность и культуру. Именно поэтому они сразу и категорично отвергают план Лопахина.
Лопахин: Одним словом, поздравляю, вы спасены. Местоположение чудесное, река глубокая. Только, конечно, нужно поубрать, почистить... например, скажем, снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишневый сад…
Любовь Андреевна: Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад.
Лопахин: Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает.
Гаев: И в «Энциклопедическом словаре» упоминается про этот сад.
В «Вишневом саде» Чехов представляет ситуацию, в которой потери одних оборачиваются кажущимися обретениями для других — однако все оказываются несчастны. Лопахин, объявив о покупке имения, говорит Раневской: «Отчего же, отчего вы меня не послушали? Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь. (Со слезами.) О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».
В пьесе находит отражение исторический конфликт начала ХХ века: представители старого мира не желают, да и не способны ничего предпринять и доверяют свою жизнь естественному ходу вещей; а деловые люди России, стремясь сделать ее лучше и счастливее как можно скорее, уничтожают то, что поколениями культивировали предки. И, заставив Лопахина вырубить спасенный им же вишневый сад, Чехов просит читателя и зрителя задуматься о последствиях наших действий и бездействия, о судьбе конкретного человека и всей России в эпоху глобальных перемен.
Источник: Культура.рф