Картины снятся мне ночью

Дата 10 ноября 2018 г.

"Мои картины навеяны и поэзией, и литературой,
и музыкой — смысл глубинный! 
Картины снятся мне ночью. "

Сергей Черкасов

70 лет Черкасову Сергею Михайловичу (1948), графику, живописцу, аквалеристу, члену Союза художников СССР и Приморской организации Союза художников РСФСР (с 1983 года), Приморского отделения ВТОО «Союз художников России» (с 1993), заслуженному художнику Российской Федерации (с 1999), члену Совета по культуре при губернаторе Приморского края (в 2004), почётному гражданину города Владивостока (с 2012), члену Китайско-Российской Академии живописи (с 2016).

Родился в г. Артёме Приморского края в семье инженера. Во Владивостокском художественном училище учился у педагогов Ф.Н. Бабанина и В.С. Чеботарёва (1963-1967, 1970-1971). Живописное отделение Дальневосточного педагогического института искусств окончил по мастерской В.Н. Доронина (1971-1976). Работал художником Приморского отделения Художественного фонда РСФСР, был главным художественным редактором Дальневосточного книжного издательства, членом правления Приморской организации Союза художников РСФСР. С 1974 по 2010 гг. постоянно участвовал в заездах графиков и живописцев на творческой даче «Челюскинская», которая стала для него родным домом.

Книжной графикой Сергей Михайлович увлёкся в юности. С 1978 г. в течение десяти лет работал в Дальневосточном книжном издательстве в должности заведующего отделом художественного оформления книги. Книжная графика потребовала полной самоотдачи, не давая возможности заняться чем-либо другим. В этот период жизни, если художник писал этюды, шёл по маршруту В.К. Арсеньева, работал в музеях и библиотеках, то всё это делалось для книги, с нею же тогда была связана и выставочная деятельность.

Он оформил более трёхсот книг. За художественное оформление книг А. Фадеева «Разгром», Ю. Вознюка «Таёжная одиссея», В. Арсеньева «По Уссурийскому краю», Ю. Кашука «Месяцеслов», С. Диковского «Приключения катера «Смелый», М. Пришвина «Женьшень» мастер становится лауреатом республиканских и международных конкурсов. Его работу художника книги отмечают дипломами I, II, III степени. В 1988 г. Черкасова приглашают в Жюри конкурсов искусства книги СССР, то есть он практически попадает в десятку лучших художников книги, таких как О. Верейский и Д. Бисти.

Казалось бы, что еще нужно человеку для счастья? Но в том же 1988 г. жизнь Сергея Михайловича изменилась: он навсегда оставил Дальиздат, высокую должность и серьёзно занялся станковой живописью и графикой.

Что такое художник без мастерской? Получи её Черкасов пораньше, он давно бы реализовал себя не только в книжной графике, но и как универсальный художник. Мастерскую он получил в свои сорок лет.

Переориентация на другие виды изобразительного творчества произошла быстро и безболезненно. Отчасти благодаря таланту и мастерству, отчасти потому, что книжное дело в стране начало чахнуть, сегодня, как известно, художник нужен издательствам в основном не как иллюстратор, а как дизайнер.

И начались во Владивостоке ежегодные персональные выставки живописи и графики Черкасова. С 1998 г. он экспонировал их в галерее современного искусства «Арка», а с 2013 г. – в своей собственной «Новой галерее». Черкасов – участник художественных выставок всех рангов: краевых, региональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных. В Приморской государственной картинной галерее выставки Сергея Михайловича прошли трижды: в 1994, 1998 и 2008 гг. Вторая посвящалась 50-летию автора и 60-летию его родного города Артёма и была связана с презентацией двух художественных календарей его акварели: «Владивосток» и «Артём», изданных в Москве фирмой «Бегемот» на очень высоком уровне полиграфического дизайна. С тех пор вот уже 30 лет издание художественных календарей и альбомов к персональным выставкам стало для Сергея Михайловича обязательным.

Магистральная тема его творчества – город у моря. С основными сериями картин он работает постоянно. Это «Город», «Маяки залива Петра Великого», «Времена года», «Мой дом». Главное в работах мастера – художественный образ. Он может быть романтически возвышенным, театрализовано-условным, созерцательным, декоративным, символическим, ассоциативно-философским и просто… непредсказуемым. Палитру Сергей Михайлович берёт у природы, а точность цвета у акварели. У этого живописца, можно сказать, акварельная душа: Даже картины, созданные на холсте акрилом (современная разновидность темперы), часто воспринимаются как акварель благодаря тонкости и богатству тональных растяжек и поэтичности мотива.

В пейзажах, посвящённых Владивостоку, звучит романтика, ветер дальних странствий, ностальгическая тоска по идеалу, по утраченной гармонии человека и природы. По ним можно изучать город во всех деталях облика, рельефа, истории, и в то же время Владивосток у художника выдуман, идеализирован от начала и до конца.

Город-порт воспринимается им как рубежное состояние жизни на грани берега и моря. Та же тема звучит в серии картин «Маяки залива Петра Великого», к которой мастер периодически возвращается. Черкасов побывал на всех островных маяках Приморья от Хасана до мыса Поворотный, на многих подолгу жил и работал, смотрители маяков его хорошо знают и всегда принимают с радостью. Здесь художника волнует таинственная жизнь души человеческой среди нетронутой природы, первозданного покоя, наедине с собой, на грани берега и моря. Каждый маяк интересен ему и с точки зрения исторической и как символ: свет во тьме, надежда на помощь и спасение, жертвенное служение общему благу. Предназначение художника и маяка похоже: нести людям свет, мир, добро, красоту, радость. Черкасов хорошо понимает это.

Тема «Мой дом» включает в себя то, что окружает Сергея Михайловича в его личной, приватной жизни: дом в Садгороде, мастерская, дача, близкие люди, предметный мир, птицы и животные. Почему он любит писать именно это? А почему мы вообще любим то, а не другое? Почему Айвазовский стал певцом моря, Шишкин – царём леса, Рерих – мастером гор? Тайна сия велика есть.

Ранние живописные произведения Черкасова несколько иллюстративны, графичны, ведь он пришёл к ним от книжной графики. Здесь доминирует архитектурный пейзаж-элегия, красивый мир, похожий на декорации космического спектакля. Линию чистого пейзажа представляет серия «Времена года», звучная, мажорная, очень приморская по сюжетам и настроению.

Мастер знает и ценит натуру, прелесть тональной живописи и яркого цветового акцента, игру светотени и неожиданную выразительность как бы случайной фрагментарной композиции. Натюрморты, такие как «Крабы» или «Тени на солнце» создавались либо на маяках, либо дома. Они написаны ошеломляюще красочно, пластично. Желая уйти от прозы обывательского существования, художник поэтизирует быт через многоцветную декоративную красоту предметов. Он пишет и портреты, но только очень близких людей, поэтому их на его выставках немного.

Сегодня Черкасов настолько техничен в области живописно-пластических и композиционных решений, что возникает чувство, будто формальных трудностей для него не существует. Он выработал свой индивидуальный узнаваемый художественный почерк, свой круг излюбленных тем и сюжетов, своё видение мира и твёрдо стоит на позициях реализма, понимаемого не узко догматически, а во всей широте творческих возможностей. Если говорить о традициях, то Сергей Михайлович в равной степени далёк от идейного передвижничества, с его социальной критикой, и от формалистического влияния различных течений современного «авангарда». Ему очень близки мастера «Мира искусства», объединения петербургских художников предреволюционных лет, которые считали, что лишь восхищение красотой рождает подлинное вдохновение, что то, чему вдохновенно поклоняется творец, имеет право быть воплощённым независимо от злобы дня.

С 1989 г. Черкасов свободный художник. Он постоянно ездит в творческие поездки на пленэр. В 1970-1990-е это были Средняя Азия, Прибалтика, Приморье. Камчатка, Магадан. С 2000 г. он начал активно посещать древние русские города: Новгород Великий, Псков, Изборск, Владимир, Суздаль, Сергиев Посад и другие. Подолгу жил и работал в Кирилло-Белозёрском и Ферапонтовом монастырях, на Соловках и в Оптиной пустыни, проникаясь духовной жизнью России. Многочисленные поездки за рубеж были и для творческой работы, и с выставками, самостоятельно или в составе делегаций по линии МИД и Российской Академии художеств. Они начались с 1991 г. Это Чехословакия (Прага, Брно); КНДР (3 поездки в Пхеньян, Чхон Жен); Республика Корея (Сеул, Пусан); США (Сан-Франциско, Сан-Диего); Япония (Нагано, Осака, Токио, Ниигата, Мацумото); Франция (Париж); Италия (4 поездки в Венецию); Китай (Шанхай, Харбин, Суйфэньхэ, Муданцзян); Израиль (Иерусалим, Вифлием); Египет (Каир, Луксор); Кипр; Нъяма; Тайланд; Филиппины.

Работы мастера находятся в коллекциях Приморской государственной картинной галереи (25), Приморского государственного объединённого музея имени В.К. Арсеньева (171), Галереи современного искусства «Арка» (50), Омской областной картинной галереи им М.А. Врубеля (3), в частных художественных собраниях в России и за рубежом: в США, Англии, Польше, Италии, Японии, Китае, Республике Корея.

Людмила Варламова, старший научный сотрудник Приморской государственной картинной галереи, искусствовед, заслуженный работник культуры РФ