Ноябрьские поступления новых книг нас порадовали бестселлерами от лауреатов литературных премий. Среди них – "Дети мои" Гузель Яхиной.
Автор романа «Зулейха открывает глаза» рассказывает о судьбе немецкой колонии в России после революции (с 1918 по 1938 годы).
«Дети мои» – так обратилась к переселенцам из Германии императрица Екатерина II, обещая им защиту и родительское покровительство!
Читатель романа попадает в мифическую страну. Об этом говорит даже название села, где происходит действие – Гнаденталь, означающее в переводе с немецкого – благодатная долина. Оно стоит на берегу Волги, реки – символа. Главный герой Якоб Иванович Бах – ничем непримечательный учитель в местной школе. Он интеллигент, боязливый, неуверенный, не любящий возражений и несогласия. Бах только свидетель, идущий на поводу у обстоятельств. Непорядок, причиняющий ему душевную боль, он склонен терпеть, ничего не предпринимая. Даже нерадивого ученика он отчитывает, страдая.
Его глазами мы наблюдаем перемены, происходящие в немецком поселении на протяжении 20 лет. Все напоминает сказку: фамилии героев – Гримм, Гофман, таинственный лес, уносящая и сохраняющая все как память река, странный дом, скрытая за ширмой девушка. Молчание, немота героя. Наблюдая, Бах отмеряет время ударом колокола и составляя свой символический календарь. Многозначна и роль поэзии, любимой учителем. Томик Гете – путь к любви, к самоотверженному служению людям и творчеству будет сопровождать Баха до конца. Партийный руководитель Гнаденталя – тоже сказочник и мечтатель, но умеющий воплощать свои замыслы в жизнь. Он хочет изменить мир, отстроить его заново. Как в песне: «мы рождены, чтоб сказку сделать былью».
Бах сочиняет сказки, которые тоже странным образом сбываются. Сначала хорошие, а потом страшные. Похоже, что творчество влияет на людей помимо воли творца. Не желая перемен, Бах пытается отгородиться от мира, но ужасное, непоправимое настигает его. Не в его власти задержать течение времени, остановить изменения в милом Гнадентале. После Большого урожая будут годы Большого голода, Бегства и борьбы и Вечного ноября. Насилие рождает новую жизнь, и Бах вынужден принять ее. На этих страницах появляется чрезвычайно интересная тема отца и детей, перерастающая в проблему очень близкую нашей литературе.
А над всей страной нависает тень вождя, который в отличие от пассивного Баха определяет судьбу государства и каждого человека в нем. Автор выбирает среди действий Сталина такие символичные эпизоды, которые особенно эмоционально воздействуют на читателя.
Эта книга, конечно, не только о русских немцах, хотя тема немецкого влияния и роль немцев, их философии, поэзии, музыки для России тоже очень важна. Но она напрямую не звучит в книге Яхиной. Роман все же обо всех нас, о времени, о законах судьбы, об ответственности каждого.
Прозаический эпилог кратко рассказывает о дальнейших судьбах героев. Из него мы узнаем, что сказки Баха остаются жить. Ведь именно в сказках живет душа народа, его мечты и надежды.
Татьяна Самойленко, зав. отделом информационно-библиографической работы.