Проблемы одни, стратегия общая

Новость 23 марта 2012 г.
Новой стратегии библиотечного дела с использованием цифровой техники, Интернета и соблюдением при этом авторских прав, была посвящена лекция Пэг Уолтер, специалиста в этой сфере. Занятие состоялось 27 марта в Американском центре библиотеки.
Госпожа Уолтер-атташе посольства США в Варшаве по информационным и библиотечным вопросам в России, Белоруссии, Украине, Молдове и Польше. Она уже знакомила приморских библиотекарей с современными технологиями в 2011 году. На этот раз выступление Пэг Уолтер было посвящено стратегическому видению публичных библиотек в ХХI веке и информационной грамотности.

Слушатели, а это были работники академических, вузовских, школьных библиотек Владивостока, отметили, что у них и американских коллег общая проблема: снижение интереса людей к чтению книг, хотя интерес к получению информации не уменьшился. Просто к традиционным «контейнерам» - бумажным книгам (по терминологии Уолтер) добавились электронные, - аудио-книги, BookReader, iPad, CD и DVD. «Семена будущего существуют уже сегодня, - говорила лектор, - но вот какие прорастут?».

В публичных библиотеках Америки используют разные виды привлечения людей к чтению книг, получению информации из других источников. Устраивают театрализованные презентации, выделяют места для интеллектуальных игр. Если прежде внимание уделялось индивидуальной работе посетителей, то сейчас библиотеки организовывают пространство для коллективного творчества. Среди нововведений - использование сотовой связи. Человек может по телефону получить любую справочную информацию из библиотеки, а также узнать о наличии нужных ресурсов и состоянии своего абонемента. Или, например, во время экскурсии, увидев какой-то памятник или растение, обратиться тут же в библиотеку и узнать подробности.

Новая стратегия порой заходит в тупик перед авторским правом. Возникают вопросы: можно ли устраивать коллективные просмотры фильмов, перезаписывать аудио книги, оцифровывать новые печатные издания, копировать, хранить и выдавать информацию из Интернета, и множество других.

Вторую половину своей лекции Пэг Уолтер посвятила проекту «Информационная грамотность». Тезисы своей лекции она основывала на результатах исследования, которое проводит Информационная школа Вашингтонского университета с 2008 года.

Думается, что эта познавательная и полезная лекция принесет пользу. Ведь некоторые из форм работы, о которых рассказала атташе, применяются в приморских библиотеках, а новая информация поможет развить эту деятельность.