Снова была осень. Один из рассказов Константина Паустовского начинался именно так. Снова была осень. Снова кружился лист. Темнела вода в реке и в её обмелевших протоках. Собирались птицы, и ты тоже собирался. Всё твоё имущество – это рюкзак. Этюдник. Палитра. Ворох работ, выполненных гуашью. Акрилом. Карандашом.
Снова зачастят дожди, и нужно опять возвращаться в свою маленькую мастерскую на улице Семёновской. Там ты приведёшь в порядок свои наброски о том замечательном, что подарил тебе очередной выезд на пленэр.
Пленэр… Как-то не вяжется вся эта «французистость» с тем, что открывается тебе, когда ты оказываешься где-нибудь в глубинке, в срединном Приморье. В местах, где маленькие, убогонькие деревеньки называют Филаретовками, Флегонтьевками или Фотьевками. Что может передать это изящное слово, которое так естественно звучало в устах Клода Моне или старины Ван Гога? Тут же, в случае традиционного выезда на этюды нужно объясняться как-то попривычней, по-русски. Просто. Незатейливо. Душевно.
Настроимся на эти три слова. Они звучат как формула. В них – правила, следуя которым, можно всё, что тебя переполняет, выразить на листе бумаги или картона, или кусочке холста. Просто. Незатейливо. Душевно. Так можно передать настроение работ, которые представляет нам их автор, художник Михаил Фролов. Приморская глубинка легко легла на сердце художника, но сердцем, средоточием его художественного мира не стала.
Мир – он огромен. Неохватен. Что вам говорят, к примеру, такие географические названия, как Чумал, Улаган, Мухор-Тархата? Ничего. Они хранят загадку. Не удостаивают вас ответом. А Михаил Фролов как-то добирался поездом домой. Возвращался из Питера, где по контракту вёл курс рисунка в Петербургском университете. Вспомнил, что на Алтае живёт его друг. Сошёл с поезда и отстал от него чуть ли не на год. Приворожил Алтай! «Переход» - так называется одна из работ художника. Переход – это верблюжий караван. Белые Горы. Белое солнце. И настроение, и мысли – под стать им – тоже белые. А вот «Лодки». То ли отбегавшие своё по волнам вдоль Шикотана и Итурупа. То ли для короткого отдыха на песок выброшены. Был такой период в творчестве Михаила Фролова. Не розовый. Не голубой. Малокурильский. Островной. Очень насыщенный на впечатления, на уроки творчества. На Курилы он отправился после окончания Дальневосточного государственного института искусств. Это была середина 90-х. Еще жива была в памяти вся эта шикотанская эпопея, затеянная москвичом Олегом Лошаковым. Открытие Шикотана. Открытие громких имён. Волков, Рачёв-средний. Шлихт. Шикотанская группа. Звучит, как в былые времена звучало – передвижники, передвижничество. Эпоха великих художественных открытий России. Её простора. Её ненастной, затаённой красоты.
А ещё в жизни Михаила Фролова был китайский период творчества. Становящиеся всё более состоятельными наши соседи устроили Международный пленэр в Даляне. Предоставили всегда нуждающимся (со времён Левитана) русским художникам стол, ночлег, холсты, краски и кисти. Бок о бок с русскими трудились корейцы, японцы и сами китайцы. Лучшее из написанного принимающая сторона оставила себе. К лучшему были причислены и шесть работ Михаила Фролова. Теперь, говорят, в Харбине работает Ассоциация по изучению русской живописи. Фролов к её открытию также приложил руку. «Хорошее было время, – вспоминает художник, – но душа всё равно тянется к дому». Приморский край – часть «Живописной России». Так называлась Всероссийская передвижная выставка, организованная в 2016 году. У Фролова в экспозицию выставки взяли 6 работ. По итогам передвижения «Живописной России» по стране был издан альбом. Приморский край представлен в нём 4-мя работами Михаила Фролова. А ещё, тем, кто проявит интерес к творчеству этого художника, следует сообщить, что его работы находятся в коллекции Приморской картинной галереи, в частных коллекциях в США, Японии, Канаде и Австралии.
Сам он – местный, владивостокский. Родился в 1960-м году. Окончил Владивостокское художественное училище, ДВ государственный институт искусств. Одна из самых заметных выставок Фролова называлась «Тени и отражения». Звучит красиво. Поэтично. Но как-то это мало вяжется с характером живописи художника. В его творчестве нет тени. И отражений – тоже. Есть жизнь. Её приметы. Тишина уставших за лето полей. Едва слышное дыхание малой речной воды. Короткие ночи Зеленоватые зори. Простор и дали. Русское простосердечие.
Завершим так же, как и начали, цитатой из Паустовского: «Снова была осень». В ней, в этой строке – есть повествовательность. А повествовательность – главное свойство живописи Михаила Фролова. В этом слове её суть. Её определение. Ход времени не остановим. И она придёт, новая осень. А с ней обязательно подоспеет то, что всегда приходит к художнику, если он настоящий художник – новое творческое беспокойство.
Александр Брюханов
Приморская краевая публичная библиотека приглашает всех желающих на открытие выcтавки Михаила Фролова «Охота к перемене мест» 8 февраля в 17 часов. Выставка в библиотеке продлится до 12 марта 2019 года.
Фотография: Сергея Кирьянова