95 лет со дня рождения Кобо Абэ
«Можно знать древних авторов, можно знать писателей прошлого столетия, но число их велико, и время еще не составило свою антологию. Тем не менее есть имена, которые читатели будущих поколений не согласятся вычеркнуть из памяти …» - так замечательно сказал аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес. А переводчик Кобо Абэ В.С. Гривнин, литературовед, д-р филол.наук , отметил: «Среди этих имен, несомненно, имя Кобо Абэ, одного из классических писателей «мучительного и необычайного» двадцатого столетия».
Кобо Абэ, настоящее имя - Абэ Кимифуса (1924 – 1993), - японский писатель, драматург и сценарист, один из лидеров японского послевоенного авангарда в искусстве. Основная тема его творчества — поиск человеком собственной идентичности в современном мире. По романам «Женщина в песках», «Чужое лицо» и «Сожжённая карта» в 1960-х годах режиссёром Хироси Тэсигахарой были сняты кинофильмы.
Кобо Абэ родился в Кита, Токио в 1924 г., детство провел в Манчжурии, в 1943 году поступил на медицинский факультет Токийского императорского университета. Будучи ещё студентом, в 1947 году женился на художнице Мати Абэ, которая в дальнейшем будет играть важную роль, в частности, в оформлении книг Абэ и декораций к его театральным постановкам.
В 1947 году, основываясь на личном опыте жизни в Манчжурии, Абэ написал поэтический сборник «Анонимные стихи». В стихотворениях, где было очевидно сильное влияние на автора поэзии Рильке и философии Хайдеггера, молодой Абэ наряду с выражением отчаяния послевоенной молодёжи обращался к читателям с призывом протеста против реальности.
В том году вышло первое сочинение крупной формы - «Глиняные стены». 1-ый том записок из «Глиняных стен» в феврале следующего года был опубликован в журнале «Индивидуальность». В 1950 году Абэ совместно с Хироси Тэсигахарой и Синъити Сэги создал творческое объединение «Век».
В 1951 году в журнале «Современная литература» была опубликована повесть «Стена. Преступление S. Кармы», и это неординарное произведение было удостоено самой престижной литературной премии имени Рюноскэ Акутагавы.
В 1962 году Тэсигахара снял по сценарию Абэ свой первый художественный фильм «Западня», в основу которого была положена пьеса писателя. Впоследствии Тэсигахара снял ещё три фильма по романам Абэ.
В 1973 году Абэ создал и возглавил собственный театр «Студия Абэ Кобо» - начался период его драматургического творчества. Несмотря на то, что новаторский подход Абэ вызывал большой резонанс в театральном мире стран, где гастролировала «Студия Абэ Кобо», в самой Японии группа игноририровалась критиками, и в 1980-х годах постепенно театр Абэ прекратил своё существование.
Нанануне 1981 года внимание Абэ привлекло творчество немецкого мыслителя Элиаса Канетти, совпав с присуждением тому Нобелевской премии по литературе. Примерно в то же время Абэ познакомился с произведениями колумбийского писателя Габриэля Гарсии Маркеса. Работы Канетти и Маркеса так потрясли Абэ, что он с большим энтузиазмом стал популяризировать их творчество.
…25 декабря 1992 года, после кровоизлияния в мозг, Абэ был госпитализирован. 22 января писатель скоропостижно скончался от остановки сердца в возрасте 68 лет.
Кэндзабуро Оэ, ставя Абэ в один ряд с Кафкой и Фолкнером и считая его одним из крупнейших писателей за всю историю литературы, заявил, что, проживи Абэ дольше, он, а не удостоенный её в 1994 году сам Оэ, непременно получил бы Нобелевскую премию по литературе.
В России Кобо Абэ - один из самых любимых японских писателей, по крайней мере, среди ценителей интеллектуальной прозы – отмечает С. Сиротин в публикации «Кобо Абэ и его странные мысли», в которой знакомит читателей с последним законченным романом писателя «Тетрадь кенгуру» на сайте АО "Издательство "Российская газета" Год литературы 2019. «В нем сохраняется фирменный стиль автора, но есть, и кое-что новое».
Сам Кобо Абэ с восторгом воспринимал любое издание своих книг в России. Он писал: "Быть напечатанным в России - большая честь для любого писателя. Я давний поклонник русской литературы. Еще в школьные годы я был покорен творчеством двух ее гигантов - Гоголя и Достоевского. Я прочел почти все написанное ими, и не один раз, и причисляю себя к их ученикам".
Приглашаем вас почитать произведения классика японской и мировой литературы на японском и русском языках - книги из фондов нашей библиотеки.
- Абэ,Кобо. Женщина в песках : повести, рассказы, сцены / Абэ Кобо; [отв. ред. Т.П.Григорьева; пер. с яп., сост., предисл. В.С.Гривнина; худож. В.В.Локшин]. - М.: Наука, 1987. - 492 с. : ил.
- Абэ,Кобо. Собрание сочинений: в 4 т. / Абэ Кобо Абэ Кобо; Кобо Абэ; [пер. с яп., сост., вступ. ст., примеч. В.Гривнина]. - СПб. : Амфора, 2009 - . Т.3: Тайное свидание; Вошедшие в ковчег: [романы]. Тайное свидание. Вошедшие в ковчег: [романы]. - 557,[1] с.
- Абэ Кобо (1924-1993). Стена: [повесть]; [рассказы, пьесы] / Кобо Абэ; [пер. с яп. и примеч. В.С.Гривина]. - СПб.: Амфора, 2014. - 606,[1] с.; 21 см. - (Современная классика).
- Абэ Кобо (1924-1993). Избранное / Кобо Абэ; пер. с яп. В.Гривнина; вступ. ст. Н.Т.Федоренко. - М.: Правда, 1988. - 560 с.
Книга на японском:
- Абэ, Кобо. Женщина в песках / Neri Mano. - Япония: Синтеся, 1997.
Отдел иностранной литературы