Спектакли-легенды

Статья 3 апреля 2019 г.

Искусство театра не вечно. Принято считать, что спектакль живет только один вечер. Завтра этот же спектакль будет немножко другим. Иначе будет сказана реплика. Иначе высветится сцена. Иначе улыбнется герой. Иначе заплачет героиня…

 Все будет тем же и немножко другим. Да. Сегодня есть возможность снять спектакль на камеру. Снять качественно. Снять технологично. Снять так, чтобы сохранить его для будущих поколений. Но все равно это будет не сам спектакль, а только его качественная копия. А настоящий спектакль проживет ровно столько, сколько продлится его сценическое время. И то, что останется от него в памяти –  будет самым верным, самым точным впечатлением о нем.

Память зрителя - лучшее хранилище театральных впечатлений, когда они выражены с особой силой и направлены в самое сердце человека. Сколько был лет ни прошло, а зрители Приморского драматического театра им. А. М. Горького будут помнить Валерия Никитина, конфузливо мнущего свой нелепый картуз и страдающего за всех на свете  «Бедных людей». Или то, как шагнет сквозь «Разгром» партизанский вожак Левинсон (Анатолий Бугреев). Как он бросит взгляд в зрительный зал. И в этом взгляде мы прочитаем мучительный гамлетовский вопрос- «Быть или не быть»? Быть или не быть его отряду, попавшему в смертельную белогвардейскую переделку? А вот его предшественник – матрос -братишка из «Шторма» (Евгений Шальников), знающий, как может захлестнуть шторм революции маленького человека, пока он колеблется в своем выборе и медлит с решением, чья правда окажется правдивее: белая или красная?

Еще один поворот сценического круга, как поворот памяти, и мы оказываемся на пограничной заставе с поэтическим названием «Хрустальный ключ». Бойцы – срочники балагурят, разыгрывают друг друга, а самый приметный, к кому приковано внимание зрительного зала (Герман Апитин), поет песню о далекой границе, «за лесами седыми, где наш сон и покой всякий час берегут» его друзья –пограничники.

Спектакль «Хрустальный ключ» - спектакль легендарный. В середине 50-хгг. он был показан на гастролях в Москве и имел успех небывалый. Столице было внове оказаться «далеко-далеко, где кочуют туманы», погрузиться в жизнь маленькой заставы, присмотреться к молодым парням, несущим службу вблизи Гродековского погранотряда - тех мест, где прославился знаменитый следопыт и проводник Никита Федорович Карацупа.

Елизавета Максимовна Бондарева, автор пьесы, обрела известность своим предыдущим драматургическим опытом – пьесой «Сергей Лазо», вслед за Приморским театром поставленной в Москве, в Центральном академическом театре Советской Армии. «Хрустальный ключ» - обращение к той же героической тематике, только на современном материале. Будни одной из застав. Молодцеватые пограничники. Их служба. Быт. И граница: государственная и та,моральная, которая формирует тебя изнутри. Формирует твое сознание. Твои поступки. Граница, подводящая тебя к выбору: между жизнью и смертью, подлинной бдительностью и формальным отношением к службе.

Спектакль ставил Николай Автономович Бондарев, тогдашний руководитель Приморской драмы. Крепкий режиссер, заставивший говорить о себе театральную общественность спектаклем о Сергее Лазо.

«Хрустальный ключ» выйдет в 1954 году, а год спустя его увидят зрители обеих столиц – Москвы и тогдашнего Ленинграда. Театр впервые отправится на столь ответственные гастроли, и все время творческого отчета приморцы будут ждать вестей из Москвы с тем же нетерпением, с каким они обычно ждут радиограмм с борта Алеутской китобойной флотилии, или других флотилий и судов, ведущих многомесячный океанский промысел.

 Рассказом о спектакле «Хрустальный ключ» ПКПБ им. А. М. Горького открывает проект «Спектакли-легенды». Мы реализуем этот проект в совместной работе с Приморским отделением Союза театральных деятелей. Мы расскажем о 4-х спектаклях из тех, что внесены в список театральных достижений приморской сцены. О спектаклях, ставших легендами. Разумеется, их список не ограничивается четырьмя отобранными. Их значительно больше. Но создать что –то вроде виртуальной реконструкции того или иного спектакля не всегда удается. Нет ни фото, ни звукозаписи, ни кино-и телевизионных вариантов. И, разумеется тех, кто имел к ним отношение – как исполнитель или другой создатель спектакля, как рецензент-обозреватель, как зритель, наконец. Мы остановились, помимо «Хрустального ключа», на спектакле «Хлеб», поставленном в 1964 году Н.И. Басиным и в 1968 году экранизированном студией «Дальтелефильм», спектакле «Дети солнца» М. Горького (1978), ставшего исключительной удачей тогдашнего театра и его художественного руководителя Е.Д. Табачникова и спектакле «Иванов» (1996), до сих пор сохранившимся в репертуаре Приморского академического драматического театра им. А. М. Горького. Спектакле, который поддерживается театром как его высочайшая духовная ценность и дорогая реликвия.

 Объявляя 2019 год Годом театра в РФ, президент РФ, счел нужным подчеркнуть, что основные задачи Года театра связаны с сохранением и популяризацией лучших отечественных театральных традиций и достижений.

 Взяв за основу этот главный постулат президентского послания по случаю Года театра, мы предлагаем проект «Спектакли – легенды» - свой формат популяризации того лучшего, что по праву вошло в сокровищницу дальневосточной театральной культуры.

 Александр Брюханов,
руководитель проекта «Спектакли-легенды».