«На память для будущего...». Татьяна Зотиковна Матвеева

Статья 10 мая 2019 г.

Идут годы, сменяются поколения, но 9 мая, как и прежде, праздник, который с особой гордостью и теплотой отмечается в нашей стране. Мы помним и чтим подвиг наших предков, которые не жалея себя, отстояли родную Отчизну.

Чем дальше уходят от нас события Великой Отечественной, тем ценнее воспоминания фронтовиков и участников войны, рассказы от первого лица, не придуманные живые свидетельства страниц нашей истории, они помогают нам, родившимся в мирное время, понять, сколько горя несёт война людям.

Татьяна Зотиковна Матвеева - краевед и библиограф. Родилась 10 декабря 1918 года во Владивостоке в семье историка, япониста и библиографа Зотика Николаевича и Анастасии Петровны Матвеевых. Внучка известного общественного деятеля, журналиста и издателя Николая Петровича Матвеева.

В связи с арестом отца, в 1937 году, Татьяна Зотиковна была исключена из ДВГУ, где она училась на восточном факультете.

Через несколько месяцев после ареста отца арестовали мать. Анастасия Петровна вначале работала на  соляных копях в Соликамске, а затем жила на поселении в г. Сарапул (Удмуртия), откуда до самой смерти писала письма Татьяне.

Двадцатилетней Татьяне каким-то образом удалось избежать ареста. Она уехала в Подмосковье к родному дяде Николаю Николаевичу Матвееву-Бодрому. Подрабатывала няней, потом устроилась в библиотеку (там не требовалась анкета).

Судьба круто изменила жизнь Татьяны Зотиковны. Выросшая в интеллигентной, культурной семье, окруженная любовью и заботой, вдруг, она оказывается совсем одна, наедине со своим горем. И Великая Отечественная война усугубляет ее положение. Но нужно как-то с этим жить, вернее, выживать в данных обстоятельствах.

Московский период (1938-1948 гг.) жизни Татьяны Зотиковны Матвеевой описан в ее личных дневниках, которые сохранились в фондах нашей библиотеки. В них - размышления о пережитом, о своем месте в мире, который был так суров и несправедлив по отношению к ней.

Маленький коричневый блокнотик и общая тетрадь, подаренная когда-то маленькой Тане отцом, – дневники военных дней. Первая запись в блокноте датирована 1 августа 1942 года.

Из дневниковых записей Т. З. Матвеевой:

«1/VIII-42. Много раз писала я дневники и, хотя, ведение дневника вещь бесполезная и, приходилось мне бросать эти бессистемные и представляющие мало интереса записи не раз, вновь начинаю это многотрудное занятие.

У меня сложилось было 5 тетрадей, которые я вела в детстве, но во время прошлогоднего наступления немцев, я их уничтожила т.к. не хотела, чтобы записи мои попали в чужие руки.

Сейчас я начинаю новую тетрадочку заметок, на память для будущего, если оно у меня есть. Пишу «если» т.к. очень больна.

Сейчас я живу в уч. общежитии в Москве, работаю в детской биб-ке им. Пушкина. Пыталась учиться без отрыва от производства, но обстоятельства сложились так неудачно, что институт я фактически бросила и вряд ли возобновлю учебу.

Жизнь у меня очень серенькая и незаметная. Но для самой себя иногда интересны бывают и близки эти серенькие деньки в розоватом отблеске воспоминаний».

Чем же были заполнены «серенькие деньки» военной поры Татьяны Зотиковны. Плохое зрение не позволило ей попасть на фронт. Из дневников мы узнаем, что она работала в библиотеке, училась в институте. Для того чтобы прокормиться, с докладами и рассказами ходила в школы к детям. Благодаря крепким знаниям и отличной памяти, ей с успехом удалась нелегкая роль рассказчицы.

Перед нами – совершенно уникальные тексты. Дневниковые записи – это самая достоверная информация, из первых уст, они создают эффект полного присутствия, они удивительным образом сцепляют, объединяют разные поколения – то, военное, и наше, для которого война превратилась в легенду. Мы начинаем видеть понятных и близких себе людей, у которых в молодости, несмотря на войну, были те же проблемы, что и у нас.

Из дневниковых записей Т. З. Матвеевой

«Идет Великая Отечественная Война 1942 г.

Единственное, глубочайшее мое желание: Пусть этот грозный для Родины год кончится нашей победой».

«7/IX …сейчас наступил, кажется, критический момент войны. Бои на юге окажут решающее значение на исход войны. Боже мой! Хотя бы отбить проклятого. Страна моя, сколько горя перенесла ты и несешь сейчас.

…Великая надежда у меня сейчас на нашу армию, защищающую свободное Отечество, свою кровную власть, завоевания отцов в 1917-22 гг.

Победи же армия моя. Красная родная армия. Вся страна смотрит на тебя с надеждой и ожиданием. Родные защитники наши, стойте крепко за честь нашу, за свободу».

«2/X… День начинается, и на огромном пространстве фронта беспрерывно гремят орудия.

Первое время войны мне казалось, что я во сне, проснусь и вновь увижу мирную землю, а теперь мирная земля эта кажется сном, далеким-далеким.

Будет ли когда-нибудь мирное время? Вернуться ли бойцы с фронтов? Забудем ли мы о тревогах? Озариться ли Москва золотыми и разноцветными огнями?

Все будет вновь, я знаю. Но как мучительно ждать.

За все, за все мы воздадим врагу, за красавца Днепрогэс, за разрушенный Ново-Иерусалимский храм, за Ясную поляну…»

«1943 Москва

«И вот в железной колыбели

В громах родится Новый год…».

Из дневников мы узнаем о положении на фронтах, о состоянии наших войск. Татьяна Зотиковна записывала сводки Информбюро о продвижении Красной армии. Описала события Дня Победы. И это особенно ценно.

«1/I-43 г. Наступает Новый год. Я встретила его в одиночестве и не жалею. Слушала радио, передавали сводку – результат последних наступательных операций наших войск. Около 12-и ч. Говорил Михаил Иванович Калинин.

Положение нашей страны и перспективы ее сейчас гораздо лучше, чем в прошлом году.

Неужели же будет когда-нибудь мир, победа?

Утром передавали про эту победу, про мир, про возвращение бойцов домой, про свет, который зажжется на улицах и в окнах, про суд над гитлеровскими мерзавцами».

«4/IX. Союзники высадили десант в Калабрии.

Наши войска безостановочно идут вперед…

…Появилось новое Конотопское направление, бои идут южнее Брянска. Что теперь будет Брянск, Конотоп, Мариуполь, полное очищение Харьковской обл.?

…Хотя бы скорее кончилась война. Легче бы было морально.

…Люди изболелись, постарели. В первое время войны казалось, что это только ужасный сон, проснешься, и все будет по-прежнему. А теперь, кажется, что мирного времени никогда не было, а был лишь хороший сон, а действительность вечно была и будет такой же суровой, всегда будут сводки с фронта, карточки, гибель тысячи людей, всегда будет все, что есть сейчас тяжелого.

Не знаю даже, какой гибели заслуживает Гитлер. Я бы придумала ему самую медленную, самую мучительную агонию, чтобы несколько лет тянулась.

Сейчас, правда, много радости приносят фронтовые сводки. Сердце торопит наступление…».

 

Читать продолжение...