«Не убирайте от скрипки лица…»

Статья 27 июня 2019 г.

Леонид Вайман описал свой творческий путь в книге «Элегия моей души». «21 июня 2019 года мне исполнится 80 лет, - напишет он в предисловии, – цифра серьезная, и у меня возникла естественная потребность отчитаться».

Добавим. Отчитаться не только в слове. Но и в звуке. Юбилейные концерты маэстро Леонида Ваймана, профессора, заслуженного работника высшей школы РФ, художественного руководителя ансамбля «Элегия» прошли 21 и 22 июня в концертном зале ДВГИИ. Это были два вечера скрипичной музыки, исполненной юбиляром и его учениками. Ансамбль «Элегия» выступал увеличенным составом – на сцену вышли прежние и нынешние его участники. Ярче, чем у других звучали скрипки Анны Зверевой и Регины Добычиной - любимых воспитанниц Леонида Анисимовича.

Со словами глубочайшей признательности к юбиляру обратился президент профессорского клуба ЮНЕСКО, заслуженный деятель науки и техники РФ, Геннадий Турмов. Ректор ДВГИИ Андрей Чугунов напомнил о том, что количество воспитанников юбиляра давно перевалило за полторы сотни, что профессор Вайман – талантливый методист, автор целого ряда работ по актуальным проблемам методического обучения игры на струнных инструментах. И что он – музыкант, каких мало…

Музыка, звучавшая в этот вечер со сцены, говорила о том же. Что музыкант Леонид Вайман достиг «ступени высокой, достигнутой в искусстве безграничном» (А. Пушкин). Он часто одаривает своим искусством читателей и пользователей нашей библиотеки, поскольку с готовностью соглашается участвовать в разных культурно-просветительских проектах ПКПБ им. А. М. Горького. Последний его приход к нам – участие в творческом вечере композитора Александра Гончаренко, чья музыка много лет сопровождает выступления ансамбля «Элегия».

Дружба с Леонидом Анисимовичем и дала нам повод обратиться к нему на юбилейном вечере вот с этими словами поздравления:

Леониду Анисимовичу Вайману,

в день 80-летия.

«Твой Бог говорит с тобой языком твоего инструмента», - так напутствовал своих учеников маэстро Паганини. А какие слова для напутствия выбираете Вы, Леонид Анисимович?

За полвека преподавательской деятельности в ДВГИИ вы подготовили и выпустили едва ли не две сотни своих питомцев. Они представляют школу Ваймана во всей России и во многих странах дальнего и ближнего зарубежья. Вы обязательно встречаетесь с ними, когда выступаете на фестивале в Лос-Анджелесе, южно-корейских городах, Японии или Китае. Может быть, вы напутствуете их такими словами: «Жизнь – это соло, исполненное на скрипке (так, как это получилось у Вас). Или - «Начиная жизнь, стремитесь взять нужный тон, добивайтесь идеального звучания!» (Тоже – пример из Вашей жизни).

Или вот эти слова. Как и вышеприведенные, они неплохи для жизненного девиза. «Скрипку нужно держать гордо!» Так говорил незабвенный Петр Столярский. К словам этим Вы привыкли давно. Было это в Одессе, в знаменитой школе выдающегося педагога Петра Соломоновича Столярского. Там все цитировали своего кумира, основателя знаменитой школы скрипичного мастерства. Гордо держать скрипку и так же жить. Гордо. Высоко. Достойно.

В конце концов важны не слова, Леонид Анисимович, важно то, как ты сыграешь свою жизнь. Какая мелодия получится. У Вас – это элегия. Смотрите, как звучит: «Ленинградская консерватория. Тихоокеанский берег. От элегии ленинградских туманов к элегии владивостокских» ... Мальчик из Одессы, выучившийся по методикам Петра Столярского сам, становится мастером. Заслуженным работником Высшей Школы РФ, профессором кафедры струнных инструментов Дальневосточного государственного института искусств.

«Счастлив дом, где звуки скрипки наставляют нас на путь». Говорил один поэт. Столярский учил Вас брать высокий звук. И в 1991 году вы создаете свою «Элегию». Ансамбль приморских скрипачей. И по сей день «Элегия» - украшение нашей музыкальной жизни. Играет ли она классику, или музыку, которая классикой пока не стала, но уже получила прочную прописку в исполнительской среде, как это было с сочинениями Александра Гончаренко – ее игра – это всегда тонкая грань. Скрипки звучат до того искусно, что в их исполнении совершенством становится все - и то, что само по себе идеально, и что идеальным пока не стало. Известнейшие исполнители Оксана Корниевская, Лариса Шалина, Игорь Волков, Александр Боргард и Анна Зверева солировали в сопровождении «Элегии» и чувствовали себя, как две слившиеся души.

Жизнь продолжается. Читается специальный курс по методике и исполнительскому мастерству, пишутся научные труды, рецензии, статьи по музыкальному краеведению. Даются концерты. Устраиваются гастроли. Записываются диски… Элегия длится, Леонид Анисимович. Вы прожили жизнь, прижимая к щеке рукой скрипку – вот жест, достойный того, чтобы быть увековеченным в самой совершенной элегии в музыке или стихах!

«Не оставляйте стараний, маэстро! Не убирайте «от скрипки лица».

Владивосток. 21 июня 2019.