Лучший акварелист Дальнего Востока

Дата 2 июля 2019 г.

1 июля художнику-акварелисту, заслуженному работнику культуры РФ, члену Союза художников РФ, Олейникову Владимиру Ивановичу, исполнилось 75 лет.

Владимир Иванович Олейников – заслуженный работник культуры РФ, член Приморского отделения ВТОО «Союз художников России» и Петровской академии наук и искусств, мастер приморской акварели, живописец, художник-педагог.

В этом неординарном человеке живёт мощное лирико-поэтическое начало, соединённое с образно-философским видением. И он умеет выразить его не только кистью, офортной иглой или штихелем, но и словом. Например, в рассказах-миниатюрах о приморских художниках или в автобиографическом эссе «Майхе».

«Главное в этом художнике душа, которую он проецирует на лист бумаги, разводя краски водой. И греет артёмовских зрителей скромный букетик полевых цветов, знакомая да боли речка Майхе или Бадальянза, сопка за посёлком Артёмовским. Это и есть Родина, место, где живёшь…», – пишет об Олейникове журналист и поэт Зоя Нестеренко.

Акварельная живопись Владимира Ивановича действительно жизнь его души, выплеснутая кистью на белый лист бумаги, память о дорогах, пройденных с этюдником за спиной по красивейшим местам Приморья. Больше всего он любит писать сельские районы провинциальной приморской глубинки: окрестности посёлка Артёмовский, в котором прошло его детство, сёл Анисимовка и Кировка, морское побережье и те прекраснейшие места Южного Приморья, где когда-то путешествовал М.М. Пришвин.

В пейзажах мастера акварели во все времена года живут своей сокровенной жизнью невысокие сопки, неширокие реки, заливные луга и таёжные поляны. Иногда главными героями картин становятся деревенские избы или старинные церкви, сохранившие сердечное тепло наших предков, православную душу России, её историческую память.

Цветы, молчаливые творения природы, в которых собрана вся нежность земли и поэзия вдохновения, – одна из любимых творческих тем Олейникова. Кроме них у него какое-то особенное, бережно-трепетное отношение к воде: к морю (во время службы на флоте он прошёл одиннадцать морей), к бассейнам родных артёмовских рек.

Каллиграфия – самостоятельный, редкий сейчас рукописный вид искусства. Каллиграфические листы Владимира Ивановича созданы на основе произведений Михаила Пришвина и поэтов Артёма: Зои Нестеренко, Веры Гундаревой, Михаила Матвеева. В мастерской художника хранится созданная им вручную в единственном экземпляре крупноформатная карта путешествий Михаила Пришвина по югу Приморья. Историческую память художник считает самым дорогим и святым. Он говорит: «Без памяти мы ничто. Для меня чрезвычайно важно всё, что связано с историей нашей страны, края и города, где я живу».

Атмосфера в семье – первое, что делает человека человеком. Владимир Олейников родился 1 июля 1944 г. в селе Усть-Большерецк Камчатской области. Через пять лет его семья переехала в Приморье. В посёлке Артёмовский отец художника, Иван Данилович, плотник от Бога, с помощью старших детей своими руками построил дом, украшенный замечательной резьбой. Отец играл на многих музыкальных инструментах. Мать, Ефросинья Петровна, в молодости работавшая учительницей, увлекалась художественной вышивкой. Она была награждена орденом Материнская слава, так как в семье росло десять детей: дочь и девять сыновей (из них три двойни).

Жизненная дорога Владимира Ивановича началась обычно. После окончания средней школы он работал слесарем котельного цеха Артёмовской ГРЭС и слесарем-монтажником на Дальзаводе. Потом четыре года служил на флоте в команде гидроакустиков на крейсерском подводном ракетоносце. Серьёзно занимался спортом (бокс, футбол, лёгкая атлетика), был серебряным призёром первенства по боксу трёх флотов СССР: Тихоокеанского, Черноморского и Северного. После демобилизации два года работал на Артёмовской ГРЭС слесарем-турбинистом и художником-оформителем.

Во Владивостокском художественном училище (1970-1974) Олейников учился на отделении промышленной графики у Фернана Гибаевича Зинатулина, блестящего рисовальщика, ныне заслуженного художника РФ. Диплом с отличием (за оформление книги М. Горького «Романтические повести») и специальность художник-оформитель получил в 30 лет.

Всё великое начинается с приверженности к родной земле. Самобытность художественного дарования Владимира Олейникова помножена на его любовь к родному городу и краю. После окончания учёбы он не стал искать счастья на стороне (ему предлагали место главного художника в Арсеньеве), а вернулся домой, в родной рабочий посёлок, где его быстро оценила и поддержала небольшая, но сильная группа художников Артёма: Сергей Черкасов, Роман Тесленко, Алексей Песегов, Николай Понамаренко, Анатолий и Татьяна Матюхины.

С 1974 по 1993 гг. Олейников работал художником по заказам Приморского отделения Художественного фонда РСФСР. Это было время тандема художественного производства и творчества. Ему хотелось испробовать свои силы не только в графике, но в живописи и в монументальном искусстве. Нравились разные техники: масло и пастель, рисунок и офорт, однако в силу особенностей темперамента и душевного склада любимицей стала быстрая, живая, непредсказуемо капризная акварель.

Акварель уникальна. Её невозможно повторить. Она считается одной из самых сложных живописных техник. Художнику-акварелисту нужно иметь не только развитое чувство цвета и формы, но и быстроту, точность исполнения, чтобы заливкой сразу получить нужный цвет, тон, контур. Многочисленные поправки здесь не проходят: бумага раскисает, колорит становится грязными. То есть или – или. Или рождается прозрачность, воздушность, или настоящая акварель не удаётся.

Олейников в совершенстве знает тайны различных приёмов акварельной живописи, но письмо по сырому – любимая техника мастера. Он работает водой, краской и кисточкой только экспромтом, без предварительного рисунка, хотя такой процесс акварельной живописи трудно контролировать. В начале творческого пути ему не хватало сильной, на уровне европейской, школы, но за 40 лет он многое постиг сам, хотя сделать это было очень трудно. В ранних акварелях преобладали яркие, звонкие, иногда почти экспрессивные цвета. Их трудно спутать с другими. Они всегда вдохновение, озарение, порыв. В них всюду присутствует свет: и в зелёном разнотравье весны, и в снежном безмолвии марта, и в воде, и в небе, и на земле. Зрителей потрясает, волнует и восхищает волшебная игра светотени, с тончайшими неуловимыми нюансами, переходами от тёмного к светлому.

В 1990-е годы художник начал работать спокойнее, мудрее, эпически-философски. Его палитра, как и душа, стала нежнее, с большим количеством полутонов и светлой печали. Главной задачей мастера стал технический и стилистический эксперимент, полное исследование техники акварели, соединение прошлых достижений в этой области с настоящим. С 2000-х годов акварельные листы отличает разнообразие техник: акварель по сырому, по сухому, пуантель, смешанная техника, а также разнообразие стилей: от реализма до полуабстракции. Иногда встречается имитация масляной живописи до иллюзии «обманки» и открытая декоративность. С пейзажем-картиной успешно конкурируют этюдные миниатюры.

В 1999 г. персональная выставка более 70-ти акварельных листов Олейникова впервые экспонировалась во Владивостоке в залах Приморской государственной картинной галереи. Это был звёздный час художника из Артёма. Искусствовед Виталий Кандыба тогда так оценил масштаб его дарования: «До Урала такого акварелиста нет. Часто художник идёт за эффектами акварели, а Владимир Олейников подчиняет всё волевому выражению того, что ему нужно. Удивительное сочетание – жёсткий контроль и душевный разлив. Вот что изумительно в его работах». Виталий Сёмкин, член Союза художников России, сказал тогда, что Олейников, как никто другой, обладает хорошим художественным вкусом, что он стал мастером, абсолютным мастером в акварели. И это такой уровень мастерства, что он не задумываясь, любую из его работ поставил бы в учебник: как писать акварель.

Всё великое начинается с простой душевной привязанности к родному дому, к родной земле. Власть приходит и уходит, а прекрасное вечно: музыка, литература и искусство. Олейников мог бы сейчас безбедно жить в другой стране – более обласканный вниманием властей, деньгами и достатком, но он по-прежнему живёт в родном посёлке, в крошечной двухкомнатной «хрущёвке», не имея мастерской. И он никуда не уедет из Артёма, потому что не сможет жить без того распадка, где лежат тела его родителей и братьев. Ему будет не хватать неказистых заборов, овражков, рек, памятных с детства. Он врос здесь корнями, обрёл друзей, состоялся как художник.

Как философ и гражданин, Владимир Иванович хорошо понимает, что бездуховность очень страшна по своей сути, что она самоубийственна для человечества как биологического вида. «Время перестройки, жестокое, рыночное, перевернуло страницу истории нашей страны. Душа и рынок найдут ли компромисс? Рынку душа не нужна, а без духовности нам на этой планете не выжить», – говорит художник.

В начале перестройки он реже брался за кисть, реже выезжал на пленэр, потому что работал в депутатском корпусе горсовета Артёма первого созыва, пытаясь решать вопросы по культурному возрождению города, воспитанию детей, открытию художественного музея или выставочного зала. Много сил посвятил он депутатской работе, но не жалеет, что целых три года ушли на битву за мастерские для артёмовских художников, за городской фонд культуры, МВЦ «Галерея» и городской художественный музей. Лично для себя ничего не просил, не взял. Много лет он преподаёт в одной из изостудий Артёма и может гордиться некоторыми своими учениками, ставшими профессиональными художниками.

Приморье – край акварельный, но истинных акварелистов здесь мало. Ведь акварель, это очень серьёзно, сложно писать в этой технике. Всё меньше приморских художников занимаются акварелью, к ней обращаются как к вспомогательной технике, а не основной. Несколько раз Владимир Иванович собирал акварелистов края для совместного творчества на пленэрах. Результатом стал цикл вернисажей «Приморская акварель», прошедших во Владивостоке в Приморской картинной галерее, в галереях «Артэтаж» и ««Portmay» в 1990-е годы. Мастер уверен, что сегодня художникам особенно нужны творческие выставки и пленэры. Без них они заболевают салонностью, теряют самоконтроль.

В советское время республиканские и всесоюзные выставки акварели обычно проходили в столицах: Москве, Минске, Ленинграде. Творческие группы собирались со всего Союза, и художники месяц ездили по стране. После распада СССР республиканских аквавыставок не было десять лет, но потом жители областного города Курган с согласия Министерства культуры РФ возродили эту традицию. В Кургане много хороших акварелистов. Именно они подвигли областную власть создать в городе Музей акварели и проводить здесь республиканские выставки акварельной живописи раз в четыре года.

В октябре в 2002 г. в Курганком государственном областном художественном музее было принято решение провести I Всероссийскую выставку акварели и пленэр акварелистов России. Их участниками стали двадцать человек из десяти городов страны, в том числе Владимир Олейников из Артёма. Художники работали в Шадринске и окрестных сёлах. Осенняя лесостепь Зауралья, озёра, речки, поля и прощальные крики журавлей запомнились им навсегда.

С 1974 г. Владимир Иванович участвует в художественных выставках всех рангов. Его произведения хранятся во многих музеях в России и за рубежом: в США, Англии, Чехии, Японии, Китае, Республике Корея, Тайване. Многочисленные передвижные выставки по городам и весям родного края, аквабиеннале в Биробиджане, постоянное участие во всероссийских выставках в Кургане, пять международных выставок в Москве, Петербурге и Петрозаводске, в которых участвовал Владимир Олейников, убедительно свидетельствуют о том, что российская провинция живёт, ищет, создаёт вечное, доброе, прекрасное.

Л. Варламова