28 июня в библиотеке состоялся поэтический вечер Юрия Николаевича Кабанкова, известного поэта, литературного критика и богослова, члена Союза писателей России и международного PEN-клуба, доцента кафедры теологии ДВФУ и активного блогера.
Собравшимся на эту встречу представлять автора не пришлось. Почти все они – друзья, коллеги, студенты – с творчеством Юрия Кабанкова хорошо знакомы. Однако стихи из цикла «Ода милости Господней», написанные в последние месяцы, звучали на публике впервые.
Потихонечку, полегонечку
день проклюнется и покатится –
потому что под белым куполом
паутинка блестит, как стёклышко.
Потому что пред светлым образом
огонёчек лампадный теплится,
потому что пред ликом Господа
плоть прозрачнее паутины...
За полтора часа Юрий Николаевич прочёл порядка двух десятков стихотворений. И почти каждое пробуждало в слушателях какие-то спящие силы ума и проникало в неведомые доселе пазухи сердца.
… Рыбы раздувают жабры над моим оконцем,
самолётным дирижаблем уплывает солнце.
По оврагам рыщут волки, дети спать боятся –
лишь на кончике иголки ангелы томятся.
Юрий Кабанков - прекрасный декламатор. Его голос, одновременно твёрдый и бархатный, его верные интонации и красивые пальцы (которые скорее нужно назвать перстами) – всё помогало не только слышать музыку, но и буквально ощущать шелковую ткань или каменную поступь читаемых стихов. Хотя порой концентрация смыслов достигала такой плотности, что расшифровать и усвоить стихи со слуха для многих оказалось не под силу.
Всё же необходимо определиться с реальностью,
то бишь – с явью:
она – избыток небытия,
переполняющий эти мерцательные,
шелестящие, как этилен,
слепорожденные эйдосы Атлантиды –
нашей солёной,
гудящей, как глубина морская,
виолончельной кровью?
Тут же и – легкомысленной плотью,
и – ртутью тяжелоступной;
кровь же и ныне, как и во дни потопа, –
сполна планетарна, солярна и солона...
Наверное, чтобы адекватно прочесть стихи Кабанкова, придётся приложить немалый душевный и духовный труд. Подсказками могут стать эпиграфы – почти в каждом стихотворении они есть, а иногда их целых три. Кроме того, все стихи завершаются датой из православного месяцеслова, с указанием праздника или именем святого, поминаемого Церковью в этот день.
Полтора часа закончились быстро, а когда стихи затихли, оказалось, есть много желающих высказаться. Зрители отметили необычайно точное и выразительное чтение и благодарили Юрия Николаевича за эту встречу. Студенты-теологи подарили цветы в знак уважения к редкому преподавательскому мастерству и выдающемуся поэтическому таланту. Поэт Иван Шепета сравнил Кабанкова с Бродским по технике стихосложения и посетовал, что в текстах так много непонятного. Поэт и журналист Валерий Королюк удивился, что в стихах православного и воцерковлённого поэта так много нехристианских образов и языческих символов. Тележурналист и поэтесса Елена Васильева вспомнила мандельштамовскую «тоску по мировой культуре», которую, на её взгляд, Ю. Кабанков вполне реализовал в своём творчестве, а также поделилась следующим впечатлением: «В новых стихах Кабанкова зачастую мы слышим тот бушующий океан информации, который захлёстывает наше сознание. Но автор даёт читателю понимание, что есть надежный якорь – это православная христианская вера, за что я ему очень благодарна».
В финале автор подписал читателям не меньше двух десятков своих книг. Одна из слушательниц призналась Юрию Николаевичу, что впервые этим вечером звучащие стихи синхронно превращались в её уме в бегущую киноленту.
Слушателей немного огорчила новость, что Юрий Кабанков в скором времени собирается покинуть Приморье и поселиться в Крыму. Однако поэт пообещал непременно приехать, когда гостеприимная библиотека им. А. М. Горького вновь организует его поэтический вечер.
Клавдия Веремеева