С 24 по 29 июня 2019 года в Таджикистане состоялся Международный молодёжный форум волонтёрских инициатив стран СНГ на тему: «Волонтёрство в деле пропаганды и продвижения чтения на пространстве СНГ». В рамках этого масштабного культурного события своим опытом поделились 9 стран: Таджикистан, Армения, Кыргызстан, Беларусь, Казахстан, Азербайджан, Украина, Молдова и Россия. О том, какие вопросы и проблемы были подняты в контексте чтения и современности, а также о главной тональности всего Форума — в нашем материале.
Гостеприимная столица Республики Таджикистан Душанбе и живописные окрестности города уже не в первый раз становятся местом встречи участников Международных молодёжных форумов, каждый год предоставляя свои площадки для работы молодых специалистов и активистов из различных сфер. Этим летом ведущей темой, собравшей вместе делегации стран СНГ, стало чтение. Обсудить актуальные проблемы, связанные с продвижением чтения на пространствах своих государств, а также рассказать об удачном опыте и форматах работы с юными читателями приехали представители целого ряда учреждений. Волонтёрские объединения разных масштабов и «профилей» деятельности, добровольцы, предлагающие и реализующие индивидуальные инициативы, создатели и организаторы благотворительных проектов, сотрудники высших учебных заведений и библиотек, печатных органов, а также общественные организации, чья деятельность направлена на социальную поддержку и адаптацию населения, — таков состав участников Форума в 2019 году.
Российская делегация стала одной из самых многочисленных по числу представителей (9 человек), весьма широким оказался и её географический охват: Сыктывкар, Калининград, Вологда, Самара, Тюмень, Красноярск и Москва. Ещё одним заметным отличием делегации из России стал её состав, по преимуществу включивший специалистов из библиотечной сферы. Так, были представлены Российская государственная библиотека для молодёжи, Самарская областная юношеская библиотека, ЦБС Тюменского муниципального района, Красноярская краевая молодёжная библиотека, Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И.В. Бабушкина, Юношеская библиотека республики Коми. Кроме того, в состав делегации вошли неравнодушные к вопросам чтения участники различных волонтёрских организаций и добровольческих проектов.
Хотя главной темой этой летней встречи стало продвижение чтения, не для всех участников Форума пропаганда чтения и прямое взаимодействие с широкой читательской аудиторией являются магистральным направлением деятельности. Однако сама сфера культурного волонтёрства, объединяющая представителей присутствующих учреждений и сообществ, а также искреннее неравнодушие к вопросам современного воспитания и образования детей и молодёжи стали общим знаменателем для построения диалога на заявленную тему.
Большинство озвученных форматов работы с молодым поколением на пространстве стран СНГ так или иначе включали в себя такой весомый элемент, как чтение. Были представлены яркие и успешные волонтёрские практики, многие из которых привлекают книгу как верного союзника на самых разных «фронтах» деятельности в рамках культурного добровольчества. Сегодня те, кто берёт чтение на вооружение, ясно осознаёт, что оно — важная форма социокультурной адаптации.
С чего же началась работа Форума? С обсуждения вечных и актуальных вопросов. Непосредственно открывали дискуссию следующие: «Какие ценности, связанные с чтением, сохраняются сегодня?» и «Какие институты их поддерживают?» Общая же тема стартового заседания была обозначена так: «Времена меняются, и чтение меняется вместе с ними».
Казалось бы, вопросы, мягко говоря, не новы, а ответы, учитывая состав аудитории, ясны, многажды озвучены и всерьёз осмыслены. Но разговоры о вещах базовых и на первый взгляд очевидных необходимы, ведь, как регулярно показывает практика, они вновь и вновь выявляют проблемные стороны рассматриваемого «предмета». Так, первая же дискуссия вскрыла ряд неоднозначных мнений и любопытных точек зрения. Времена меняются, но далеко ещё не все «белые пятна» и спорные моменты прояснились.
Возвращаясь к ответам на предложенные вопросы, можно сделать несколько интересных наблюдений. Говоря о ценностях чтения, аудитория разделилась на несколько групп. Одни рассуждали о ценностях чтения в непосредственной связи с читательским репертуаром и его конкретным содержанием, невольно склоняясь, таким образом, к разговору о «литературной составляющей». Другие же говорили о чтении в первую очередь как о процессе, в отвлечении от жанров, канонов и хрестоматийных списков текстов. Такой подход в качестве отправной точки кажется предпочтительнее. Ведь для начала необходимо приучить ребёнка, молодого человека к чтению как таковому, вызвать и поддержать интерес к нему, а уже потом «заводить разговор» о рекомендательных перечнях книг и прочем. (Несомненно важный вопрос о дальнейшей и сопутствующей навигации в книжном пространстве пока оставим за кадром.) Так или иначе, все сошлись на том, что чтение — было, есть и, хочется верить, будет главным способом получения знаний о мире. Чтение — особый и в то же время всем доступный инструмент, с помощью которого осуществляется вхождение в культуру (как в родную, так и в незнакомую) на самых разных уровнях. Оно формирует картину мира человека, позволяет стать частью более крупного сообщества, разделяющего определённые ценности, и оставаться при этом собой — ведь чтение предполагает наличие выбора.
Что касается вопроса об институтах, поддерживающих чтение, то единогласно были названы: семья (в первую очередь и в совершенно особом порядке), школа и образовательные учреждения всех последующих ступеней, министерства культуры, государство как таковое. Отдельным пунктом был упомянут институт бизнеса, который как мощный ресурс помогает выйти на новые площадки и заполучить более широкую аудиторию.
Удивительно, что среди так и не названых институтов или же упомянутых вскользь и много позже значатся такие важные культурные организации, как музеи, театры, литературные премии и конкурсы. Между тем они являются важными платформами, стимулирующими и поддерживающими интерес к чтению и к творческим практикам, напрямую с ним связанным. Интересное наблюдение: печатные органы (как бумажные, так и сетевые), особенно ориентированные на детскую и молодёжную аудитории, также не сразу вписались в общий пазл. Хотя их прямая связь с темой встречи очевидна без лишних комментариев. Как особый институт, участвующий в продвижении чтения, не был упомянут и интернет, несмотря на то, что сегодня электронные ресурсы значительно расширили возможность доступа к огромному числу книжных собраний и текстовому контенту в целом.
Выходит, что, работая со всеми этими институтами в реальной жизни, мы не всегда идентифицируем их как самостоятельные инстанции, играющие немалую роль в формировании инфраструктуры чтения.
Что касается библиотек, то здесь складывается особая история. До сих пор, что скрывать, многие живут в плену стереотипов, которые, увы, пока подтверждаются какими-либо реальными примерами. В читательской картине мира библиотеки — безусловно ключевые институты, осуществляющие прямое взаимодействие между читателем и книгой, место их встречи. Однако представление о библиотеке как о пространстве, обладающем не только ресурсами, но и комфортными условиями, способными не только привлечь читателя, но и «вернуть» в свои стены, где формируется некоторое сообщество, а сами библиотечные площадки и проекты становятся своеобразной платформой для развития творческой молодёжи… подобное представление в массовом сознании ещё отсутствует. Как оказалось, некоторые волонтёрские инициативы (даже те, что напрямую связаны с чтением и литературой) даже не рассматривают в качестве партнёрских площадок библиотечное пространство. Объяснение простое: страх потерять аудиторию из-за, возможно, «скучного» формального антуража.
Приятно, что делегации разных стран, в чьём составе присутствовали представители библиотечной сферы, на протяжении всего Форума последовательно разрушали стереотипы, бытующие вокруг библиотечного мира, просто знакомя всех слушателей с реальной жизнью своих «родных» библиотек и с современными тенденциями.
Чего, пожалуй, ощутимо не хватало в рамках дискуссий, так это некой генерализующей составляющей на фоне приводимых конкретных примеров. Это объяснимо: большое количество заявленных выступлений автоматически сокращало время на систематизацию и формулировку каких-либо промежуточных выводов. Насыщенная программа не позволяла в полной мере акцентировать внимание на типах и форматах работы с читающей молодёжью (сюда особым образом отнесём и пишущую, творческую). Как бы сухо это ни звучало, было бы небесполезно разобрать «схемы» и механизмы, по которым осуществляются многие яркие практики, как новые, так и проверенные годами. Впрочем, в рамках неофициального межличностного общения возможностей задать дополнительные вопросы было достаточно.
Особым пунктом программы стал обмен списками литературы на национальных языках между представителями республик. Организаторы Форума попросили делегации всех стран составить небольшие перечни книг (в условных возрастных категориях «дети», «подростки», «молодёжь»), которые могли бы быть рекомендованы к переводу на языки других республик, входящих в состав СНГ, в частности — на таджикский. Пожалуй, основной процент книг, упомянутых в списках, составила национальная классика, художественные тексты, ставшие символами своих культур. По-особому это «задание» было переформулировано для российской команды. Так как межнациональным языком общения стран СНГ является русский, а тиражи изданий и переводов русскоязычной классики в советское время охватили весь Союз, список книг с привлечением авторов и текстов из «золотого фонда» отечественной литературы вряд ли бы стал открытием для читателя. А вот знакомство с литературой постсоветского периода и современными отечественными книжными новинками представляется актуальной задачей. По этой причине делегация от России подготовила свой «короткий список» книг для перевода на национальные языки с преобладанием авторов и произведений рубежа ХХ-XXI веков.
Состоявшийся Форум показал, что на сегодняшний день все страны, принявшие в нём участие, обладают базовыми ресурсами (а многие — развитой и современной читательской инфраструктурой) для реализации целого ряда доступных и эффективных проектов, направленных на поддержку чтения. Однако говорить о системной работе по его продвижению пока не приходится. На то существует несколько вполне очевидных причин. Вот лишь одна из них.
До сих пор, пожалуй, для всех республик острым остаётся вопрос о разнице, существующей между возможностями глубинки и районных, региональных центров. В контексте чтения он приобретает особый характер. Конечно, надо учитывать особенности внутри отдельно взятого государства, но мы здесь будем говорить об общих тенденциях.
Каждая страна на сегодняшний день может представить свой список успешных акций и проектов по поддержке и продвижению чтения, которые органично вошли в течение культурной жизни столичных и крупных городов. Но когда речь заходит о том, что происходит за их пределами — ситуация носит кардинально иной характер. При этом в современных условиях на примере разных стран мы можем говорить о выработанных и вырабатывающихся стратегиях, делающих культурную среду (читательскую и литературную в том числе) всё более доступной. Но надо понимать, что, говоря об отдалённых районах, зачастую приходится решать именно задачу снабжения этих краёв ресурсами. Читатель, реальный и потенциальный, порой, как ни парадоксально и как ни печально, не имеет того, что делает его читателем — книги. Не говоря уже о возможности пользоваться литературой разных жанров, эпох, тематик, профессиональных направлений и уж тем более — текстами на разных носителях. О широком выборе, а иногда и просто — о выборе — читательского репертуара говорить не приходится.
Все эти сложности объяснимы и понятны. Другой вопрос, что в наше время эта ситуация может быть решена. Для этого открывается всё больше возможностей. И многие ведут довольно активную деятельность в этом направлении, известны позитивные примеры. Однако, опять-таки, речь идёт об отдельных энтузиастах, а не о системном подходе. Так, например, наиболее простым и реальным выходом для отдалённых поселений является передвижная библиотека. Вот только далеко не всем удаётся поставить подобный проект на постоянные рельсы. Сформировать маршруты и укомплектовать небольшой выездной «фонд», оформить яркую мобильную точку чтения, способную, помимо прочего, стать событием в жизни отдалённого села, привлекающим внимание детей и молодёжи, — кажется, мера, которую могут потянуть ведущие учреждения культуры республик и если не самостоятельно, то как раз-таки при помощи добровольческих организаций и отдельных активистов. Но такая практика пока применяется нешироко, несмотря на то, что сейчас существуют примеры единичных индивидуальных «книжных вылазок» среди волонтёров.
Итак, необходимость в децентрализации культуры сегодня ощущается очень остро. И хотелось бы, чтобы волонтёрские инициативы в деле поддержки и продвижения чтения были направлены и в это пока ещё не полноводное русло, а учреждения культуры были со своей стороны настроены на такое сотрудничество.
Невозможно уложить в рамках одной статьи весь перечень вопросов и различных аспектов обсуждаемой темы, затронутых в течение недели. Очевидно одно — подобные встречи полезны, а живой обмен опытом и главное — его анализ — становятся наглядным пособием в деле продвижения чтения на пространстве стран СНГ. Форум честно показал современную ситуацию, сложившуюся в разных республиках и регионах: продемонстрировал замечательные успешные практики и заставил задуматься о ещё не приведённых в жизнь идеях. Наличие схожих трудностей и знакомых проблем на общем пути помогает обмениваться действительно рабочими, не оторванными от реальности советами. Как быстро они будут взяты на заметку и будут ли учтены вообще — зависит от каждого, насколько приживутся на новой почве — покажет время. Именно по его прошествии можно подводить какие-либо реальные итоги встречи, состоявшейся этим летом.
Общая дружеская атмосфера Форума, насыщенная культурная программа, позволяющая ближе познакомиться с традициями и менталитетом стран-участниц, встретившихся в солнечном Душанбе и в колоритных зонах отдыха в горах — всё это немало поспособствовало плодотворному и, как хочется верить, взаимно полезному общению! Думается, что каждому оно подарило новые идеи для дальнейших проектов по продвижению чтения среди детей и молодёжи в странах СНГ. А также совершенно точно помогло найти новых замечательных друзей и единомышленников, коллег и партнёров.
Источник: Территория L — ежемесячная онлайн-газета Российской государственной библиотеки для молодёжи