«Преступлению и наказанию» Достоевского суждено было не просто войти в историю русской литературы, а стать одним из её символов. Произведением, которое тут же приходит на ум, стоит лишь задуматься о самых великих наших книгах. Тем парадоксальнее кажется тот факт, что рождался роман в муках – его идея пришла к Достоевскому на каторжных нарах, текст он писал в самом тягостном положении, обременённый долгами и, по собственным словам, «сжигаемый какой-то внутренней лихорадкой».
«В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что ещё самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Всё сердце моё с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжёлую минуту грусти и саморазложения», – так Достоевский пишет своему брату 9 октября 1859 года. Замысел этот зрел у писателя долгих шесть лет. За это время он успел основательно исследовать тему нижнего сословия и его бунта против обстоятельств в книгах «Униженные и оскорблённые», «Записки из Мёртвого дома» и «Записки из подполья».
Роман-исповедь изначально планировался небольшой, на 5-6 печатных листов. В письме в редакцию журнала «Русский вестник» Достоевский так описывает будущее произведение:
«Действие современное, в нынешнем году, молодой человек, исключённый из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным, "недоконченным" идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берёт жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. "Она никуда негодна", "для чего она живёт?", "полезна ли она хоть кому-нибудь?" и т. д. – эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить её, обобрать, с тем, чтобы сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства – притязаний, грозящих ей гибелью, – докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твёрдым и неуклонным в исполнении "гуманного долга к человечеству" – чем уже, конечно, "загладится преступление", если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живёт на свете, и которая через месяц, может быть, сама собой померла бы...»
В процессе работы концепция романа несколько раз менялась. Достоевский отошёл от идеи писать его как исповедь. Трудность характера Раскольникова состояла в том, что его размышления метались меж двух идей – любви к людям и презрения к ним. По черновикам видно, что писателя смущала эта дуальность, он подумывал убрать одну из идей, но затем пришёл к мысли, что лучше их будет оставить. Так родился один из самых противоречивых героев русской литературы.
Намеченные в письме к брату планы воплотить в жизнь не удалось. Лишь в середине декабря 1865 года он отправил главы нового романа в «Русский вестник». В январе 1866-го в журнале была напечатана первая часть «Преступления и наказания». Последовали хорошие отзывы, писатель с энтузиазмом продолжил работу.
Но она не давалась ему легко – так, ещё до публикации Достоевскому пришлось пообещать издателю Ф.Т. Стелловскому полноценный роман на 10 печатных листов. Вырученный аванс вместе с прочими сбережениями Достоевский проиграл в рулетку в Висбадене, оставшись без гроша. Владелец отеля, в котором он остановился, приказал не подавать ему обеда, а позже лишил света. Так – голодный, в полутьме, «в самом тягостном положении» – писатель создавал свой судьбоносный текст. А тут ещё Стелловский вспомнил об обещанном романе, так что пришлось набросать план рукописи. Впоследствии он назовёт её «Игрок».
Публикация «Преступления и наказания» была закончена к исходу 1866 года. Впоследствии были опубликованы три черновика автора с заметками к роману – сегодня их стоит читать, чтобы прикоснуться к тяжёлой и полной сомнений писательской кухне.
Источник: ReadRate