Айны. Белая книга о темных пятнах в истории этноса

Статья 6 ноября 2019 г.

В Приморскую краевую публичную библиотеку им. А.М. Горького, а также в ряд муниципальных библиотек Приморского края Представительством МИД России во Владивостоке передан уникальный труд группы сахалинских авторов «Белая книга айнского народа».

Издание, обобщившее более 80 российских и зарубежных источников, рассказывает об айнах – одном из самых загадочных этносов, известных человечеству.

Резолюцию о признании айнов коренным народом, парламент Японии принял только в 2008 году. А данные антропологии фиксируют следы проживания предков айнов на островах, как минимум, 7 тысячелетий назад.

На сегодняшний день на острове Хоккайдо проживают около 13 тыс. айнов. Это айны, насильственно вывезенные с острова Сахалин после поражения Японии в 1945 году. Их расселили в самых необжитых местах Хоккайдо. Диаспора укоренялась на острове, неся огромные человеческие потери. Почти половина переселенцев погибло по причине плохих условий и болезней. На сегодняшний день по некоторым независимым оценкам до 200 тысяч жителей, хотя бы частично, «по крови» имеют айнское происхождение, но идентифицируют себя этническими японцами.

Признание айнов властями Японии коренным малочисленным народом, является скорее символическим, нежели реальным шагом в сторону сохранения этого уникального этноса. Этнос, которому посвящена «Белая книга айнского народа» действительно уникален. И представляемое нами издание – убедительное тому доказательство. Над изданием работала группа авторов, которая называет себя «Сахалин».

Читателя ставят в известность, что ключевые вехи истории айнского народа описаны на основе документальных материалов и свидетельств очевидцев. Судьба айнского народа – трагична. Их упадок авторы книги объясняют нарастающим натиском со стороны самурайских кланов, бытовавших на севере Японии. Факты государственной ассимиляции айнов, о которых рассказывается в книге, подкрепляются ссылками на первоисточники, свидетельства очевидцев и мнение авторитетнейших ученых, давно ответивших на ключевые вопросы, связанные с айнским этносом. Вот эти вопросы. Кто является коренным населением Японских островов? Как развивались исторические отношения айнов и Японского государства? Каково положение айнов в современной Японии?

Авторы «Белой книги айнского народа», прибегая к частому цитированию японских хронистов, а также трудов выдающихся российских востоковедов, в частности, глубокоуважаемого во Владивостоке Д.М. Позднеева, приводят убедительные примеры научной предвзятости авторов японских исторических сочинений. Вот точка зрения Д.М. Позднеева, высказанная им в начале ХХ века: «Будучи написанные японцами, летописи эти имеют у себя, естественно, все недостатки односторонности восхваления японцев и порицания всего того, что идет в том или ином отношении против них…»

Выводы, которые делаются читателями из обильно цитируемых российских источников (а среди авторов – А.П. Чехов, Н.В. Буссе, выдающийся российский исследователь айнской идентичности Б. Пилсудский) расходятся с мнением многих японских ученых, оправдывающих милитаристскую и шовинистическую психологию японского самурайства, ярко проявившиеся уже в недавние времена – годы Второй Мировой войны.

Структура книги такова, что каждый ее раздел открывается изложением выводов, а само содержание раздела – исторический материал, убедительно их доказывающий. К примеру, раздел «Как сложилась судьба айнов после их вхождения в состав Японии?» итожится следующим суждением авторов: «Идейной основой японской политики в отношении айнов, служила расовая теория, согласно которой на японцев возлагалась миссия приобщения айнов к цивилизации, в том числе насильственными способами». Приведенные на этих страницах факты и документы, довольно основательно доказывают, что политика японских властей и во второй половине ХХ века сохранила традиционную в отношении аборигенов господствующую тенденцию – депопуляции айнского народа.

Упоминание имен ярчайшего представителя подобной идеологии – политика Окамото Рюносукэ и с другой стороны – его оппонента – британского священника Дж. Бэчелора, который провел с айнами несколько десятков лет, вводит в поле исторического исследования конкретные персоналии. Их опыт – свидетельство разных подходов разных общественных сил к решению проблем древних народов стран Тихоокеанского бассейна.

С большим вниманием будут прочитаны и те страницы книги, которые посвящены теме взаимоотношений айнского и русского народов. Для ее раскрытия исследователи привлекли большой исторический материал, для читателя новый и малоизвестный. Например, первые контакты русских и айнов, укрепление в среде аборигенов Православной веры, налаживание русскими дружественных контактов с айнами в ХVIII–ХIХ вв., история айнов Сахалина и Курильских островов и т.д. В целом, это были отношения мягкие и доброжелательные, что отмечалось даже японскими учеными.

Авторы книги последовательны в оценке выдающегося вклада, сделанного Б. Пилсудским на основе глубоких этнографических изысканий, которые вплоть до нашего времени считаются классикой айноведения. Его «Проект правил об устройстве управления айнами о. Сахалина с краткими объяснениями к отдельным пунктам» (1905) – остается документом времени, свидетельствующим о том, насколько прогрессивным было отношение российских властей к айнскому и другим коренным народам Дальнего Востока. Нет сомнения, «Белая книга айнского народа» создавалась коллективом ее авторов, исходя из тех принципов, которые сформулировал Б. Пилсудский в своих исторических трудах. Не будет преувеличением высказанное утверждение, что и сегодня труды эти отвечают самым современным стандартам национальной политики.

О стандартах политики задумываешься и когда знакомишься с заключительным разделом книги о современном положении айнского народа в современной Японии. Число японских исследователей, считающих, что у айнского народа есть будущее и он не принадлежит только истории, растет. Сегодня айны и доброжелательно настроенные к айнскому народу представители японской общественности и академических кругов Японии ведут большую работу по защите и преумножению культуры коренных народов японских островов.

Очевидно, освещению этого вопроса будет посвящен новый труд создателей «Белой книги…» Мы же закрываем страницы представляемого Вам труда полностью солидаризуясь с мыслями, высказанными современными исследователями айнского вопроса – учеными Ч.М. Таксами и В.Д. Косаревым: «Источник традиционной айнской духовности не иссяк, есть надежда сохранить биение его животворных струй, не допустить, что бы эта тончайшая нить прервалась».

Александр Брюханов