Писатели на войне и о войне

Статья 27 ноября 2019 г.

Вспомним имена четырех авторов, которые прошли дорогами Великой Отечественной, остались живы и рассказали нам свою правду о войне и мире.

Военный корреспондент Александр Твардовский

Сороковые

Весна 1942-го. Редакцию газеты «Красная Армия» переносят из Воронежа в Валуйки. Сюда, в угловой дом № 4 на ул. Толстого, всё с новыми и новыми репортажами о жизни на фронте приезжает Твардовский. И здесь же он создаёт образ народного солдата и первые главы «Василия Тёркина» – произведения, которое назовут лучшим из всего написанного о войне на войне. Поэмы, подарившей своему автору признание тех, о ком он писал, рядовых солдат, и тех, кто годы спустя обращается к «Василию Тёркину» за правдой той эпохи.

Кстати, в память о себе и, возможно, сам того не желая, Александр Трифонович оставил валуйчанам ироническое трёхстишие:

Грязь по колено.
Водки ни струйки.
Вот что такое город Валуйки.

Цитата

Это строки стихотворения Твардовского. Его изъяли из публикации первого выпуска журнала «Новый мир» за 1969-й. Причина – в нём поэт утверждал мысль о том, что пришло время сказать всю правду о прошлом, вопреки запретам и попыткам скрыть её от народа.

Что почитать

Стихотворение «Я убит подо Ржевом…», поэмы «Василий Тёркин», «Дом у дороги», «По праву памяти», «Тёркин на том свете».

Старший лейтенант Василь Быков

ЛитФакт

На творческие принципы Твардовского ориентировались писатели второго поколения «литературы окопной правды». Лидер среди них – Быков.

«Что такое человек перед уничтожающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности защитить жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно» — так сам Василь Владимирович сформулировал задумку повести «Сотников».

Однако литературоведы отмечают, что эта проблема – нравственный выбор героя на войне — стала основообразующей всего его творчества. И он сумел раскрыть её не только средствами сурового реализма и натурализма, но и представить в масштабах философских, библейских. К слову, чтобы это осознать со всей очевидностью, можно посмотреть фильм-притчу «Восхождение» Ларисы Шепитько (1976), где то, что в произведении содержится в подтексте, в экранизации выходит в текст.

Звучащие тексты

Это обращает к произведениям Быкова и Александра Кадиру, старшего научного сотрудника историко-художественного музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление». Для нашего выпуска он выбрал фрагменты из повести «Дожить до рассвета», сказав, что «эта литература – не лакированная хроника, а правда о войне без компромиссов, трагедия войны глазами её непосредственного участника».

Сороковые

Однажды Быкова приняли за немецкого шпиона. Случилось это в начале войны в… Белгороде. 17-летний Василь создавал оборонительные рубежи на Украине, а после, во время отступления, оказался как раз на нашей земле. Здесь парня арестовали, когда он отстал от своей колонны. Чудом Быков избежал расстрела – вовремя разобрались, кто этот юноша, бродящий по белгородским улицам.

В ряды же Красной армии он вступил после Саратовского пехотного училища летом 1942-го. Уже осенью следующего года ему присвоено звание младшего лейтенанта (окончил войну в звании старшего лейтенанта). Участвовал в боях за Александрию, Кривой Рог, Знаменку.

Награды

Орден Красной Звезды, орден Отечественной войны 1-й степени.

Что почитать

Повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» (Государственная премия СССР), «Сотников», «Знак беды» (Ленинская премия), книга воспоминаний «Долгая дорога домой».

Военный корреспондент Борис Полевой

Сороковые

Полевой, как и Твардовский, работал военным корреспондентом. Его вести с войны публиковали в «Правде». С газетных страниц он первым сообщил о подвиге 83-летнего Матвея Кузьмина, водившего окольными путями немцев, предупредившего советские войска о надвигающейся опасности и приведшего врага в засаду у деревни Малкино. Кузьмина убил немецкий офицер, когда понял, что угодил в ловушку.

А знаменитая «Повесть о настоящем человеке» Полевого – по сути повествование о герое Курской битвы – лётчике-асе Алексее Маресьеве (в произведении фамилия изменена на Мересьев). Замечательный фильм по этой повести снял Александр Столпер (1949).

Одно из самых известных произведений Полевого – книга военных очерков «От Белгорода до Карпат» – начинается с описания Белгорода лета 1943-го:

«Перед нами на фоне голубовато мерцающих меловых холмов встал Белгород – исходная точка летнего немецкого отступления. Даже отсюда, не съезжая с дороги, можно различить несколько мощных оборонительных поясов, концентрическими полукольцами прикрывающих город. Это сильные инженерные сооружения, на которые немцы не пожалели ни средств, ни материалов».

Полевой рассказывает, насколько хорошо немцы продумали свои инженерные сооружения, но, несмотря на это, потерпели крах, столкнувшись с противостоянием русских:

«Внешнее кольцо белгородской вражеской обороны представляет собой цепь сильно укреплённых, взаимодействующих между собой высот с разветвлённой системой огневых точек. Они имеют широкий сектор обстрела с густой сетью траншей, часто крытых и даже блиндированных, с дзотами для пулемётов и пушек, с погребками и ровиками для хранения снарядов. Подходы к этим высотам густо опутаны проволокой. Танкопроходимые места были заминированы на большую глубину, а сами высоты защищены противотанковыми рвами или ручьями с крутыми эскарпированными берегами. Мы присаживаемся на лафете разбитой немецкой зенитки, и полковник рассказывает, как эти укрепления были взломаны».

Награды

Орден Красной Звезды, два ордена Отечественной войны 1-й степени.

Что почитать:

Дневник военного корреспондента «От Белгорода до Карпат», «Повесть о настоящем человеке» (Сталинская премия).

Владимир Фёдоров: от десантника до военного журналиста

ЛитФакт

Есть нить, что связывает Владимира Фёдорова с Твардовским. Александр Трифонович напечатает его стихи в «Литературной газете», много позже опубликует «Белгород», хронику Фёдорова, в «Новом мире». И именно Твардовский порекомендует молодого автора в литинститут.

В начале 1960-х по его повести, звучащей как эхо войны, режиссёр Анатолий Буковский снимет фильм «Сумка, полная сердец» (1964). Кстати, киносъёмки организуют на территории Белгородской области – в Корочанском районе и на фоне меловых гор. А для участия в его массовых сценах пригласят белгородцев. Фёдоров напишет и стихи двух песен для ленты – «Калина во ржи» и «Подснежник» (композитор – Александр Билаш). Первая, исполненная Людмилой Зыкиной, станет невероятно популярной.

Сороковые

1942-й. 16-летний подросток Фёдоров уходит на фронт. Но сначала попадает в артиллерийское училище, затем – в парашютно-десантную бригаду. А после его ждёт множество дорог войны. Под Москвой и Ельней, в Карелии и на Дунае, в Венгрии, Австрии, Чехословакии, Альпах – где только Фёдоров не воюет. А когда выдаётся время, пишет фронтовые стихи – их публикуют в журнале «Красноармеец», во многих газетах.

Май 1945-го. Начало работы в редакции дивизионной газеты «В атаку!» – Фёдоров становится военным журналистом.

Что почитать

Баллада «Сердце Ивана», быль «Жаворонок в зените», роман в повестях «Сказ про Студёный Ключ», повесть в новеллах «Сумка, полная сердец» (дилогия «Чистый колодезь»).

Источник: ГодЛитературы.рф