«Ахматовские зеркала», «Владимир Высоцкий. Каким помню и люблю» и «Гастрольные заметки» в серийной темно-синей гамме выстроились одна за другой.
Народная артистка России Алла Демидова перестала ограничивать себя сценой и съемочной площадкой почти 40 лет назад, выпустив в 1980 году книгу «Вторая реальность», в которой осмысливала актерскую профессию в профессиональном и человеческом смысле. С тех пор за ее фамилией вышло 13 книг — именно столько их приведено на сайте demidova.ru. Три книги издательство «Эксмо» собрало сейчас под статусом «Избранное» — и вот «Ахматовские зеркала», «Владимир Высоцкий. Каким помню и люблю» и «Гастрольные заметки» в серийной темно-синей гамме выстроились одна за другой на столике перед публикой в Зоне Семинаров № 2.
— Паша Каплевич предложил мне издать что-то вроде полного собрания сочинений, — слегка смутившись, заговорила Алла Сергеевна на открытии встречи. — И мы решили начать с самого, на наш взгляд, важного.
Не раз исполнявшая Ахматову со сцены, Демидова всерьез увлеклась разгадкой тайнописи знаменитой «Поэмы без героя» — вещи, на демидовский взгляд, самой сложной у Анны Андреевны и никем всерьез не откомментированной. Какие реальные люди кроются за вымышленными именами ее персонажей, в чем суть их отношений, как связаны описываемые события с литературными историческими — вот те вопросы, на которые она взялась искать ответы в «Ахматовских зеркалах».
— Работая над книгой, я просеяла массу материалов: письма, дневники Ахматовой, ее стихи, воспоминания ее и ее современников.
Истоками «Гастрольных заметок» явились демидовские «Письма к Тому», Тому Батлеру, профессору Гарварда, с которым актриса обменивалась письмами с 1990 по 2007 год, начав в российское безвременье, в начале 90-х, путешествуя по миру с международной антрепризой. В книге — атмосфера времени, поездки и гастроли, театральные постановки, люди, с которыми ее сводила судьба — Юрский, Любимов, Виктюк, Витез, Терзопулос, Шепитько, Параджанов…
Ну а книгу о Высоцком, перед «избранным» выходившую и в бумажном, и в аудиовариантах, Демидовой не стоило и отдельно представлять — первый же вопрос из переполненной Зоны № 2 был о нем, о Высоцком-Гамлете.
— Володя начал репетировать его мальчиком из московской подворотни, — вспоминала актриса, Гертруда из любимовского спектакля. — И за 10 лет взрослел, становился личностью — и с ним менялся Гамлет.
Демидова, по впечатлениям знающих ее, всегда была человеком, живущим немного втайне от других, моментами жесткой, имеющей свои принципы. И, видимо, один из этих принципов, как представилось на этой встрече, — открытость зрителю и отношение к нему как к равному. Она не могла отвечать на вопросы сидя. Каждого выслушивала со всем вниманием — но, отвечая на вопрос, не делала скидку на уровень вопрошавшего. На вопрос о том, не хочет ли она сделать программу о встречах Ахматовой в 40—60-х годах с Исайей Берлином, английским журналистом и философом — ответила, что он ей неинтересен, в отличие от художника Бориса Анрепа, с которым Ахматову связывала, возможно, любовь. В ответе на вопрос об «ахматовской строфе» неожиданно прозвучали фамилии Кузьмина и Цветаевой, размышления вслух о «женской» рифме и трехстопном дольнике.
Привычная нам, свободная, откровенная, внутренне бодрая, остающаяся актрисой и без театра и кино, к которым она уже много лет, за исключением нескольких ей интересных проектов, практически не имеет отношения, Демидова продолжает оставаться интересной публике. Продолжением ее ПСС должен стать том на тему «Эфрос — «Вишневый сад», основой которого послужили ее записи за великим режиссером на репетициях, воспоминания о друзьях и — переосмысленная «Вторая реальность». Включенная в нашу уже реальность.
Источник: ГодЛитературы.рф