В эти январские дни есть повод вспомнить человека, которому 2 января исполняется 100 лет.
Американский писатель-фантаст Айзек Азимов имеет российские корни: он родился в Смоленской губернии, в возрасте 3 лет эмигрировал вместе с семьей в США. Окончил Колумбийский ун-т. По специальности химик, защитил диссертацию по биохимии, долгое время посвящал себя науке. Увлекся фантастикой еще в детстве, сам начал писать в 1938 г. Один из лидеров довоенного поколения американских фантастов.
Самое известное произведение Азимова цикл рассказов «Я, робот» (1950). Первый из них был сочинен в 1940 г. Здесь сформулированы знаменитые «Три Закона Роботехники». Сам термин тоже придуман Азимовым, также как и робопсихология, которую олицетворяет знаток психотронного мозга Сьюзен Кэлвин. Цикл поднимает проблемы взаимоотношений с искусственным интеллектом, которые близко встали перед человечеством уже в 21 веке. Страх человека перед созданием его рук и мозга, перед техникой, выходящей за границы его власти, снимается придуманными Азимовым Тремя законами, препятствующими неповиновению технических созданий воле человека. Но также и верой писателя в безусловное преимущество человеческого разума перед машинным.
Однако по сути это размышления о том, какими могут быть взаимоотношения людей между собой, если такие законы были бы присущи каждому человеку. В книге «Сами боги» писатель рассказывает о взаимозависимости целых цивилизаций из параллельных миров и ответственности их за свои действия.
Пути исторического развития и будущего существования цивилизации поднимает Азимов в трилогии «Основание». Книга получила премию «Хьюго» 1965 г. за лучшую научно-фантастическую серию всех времен. Роман «Конец Вечности» развивает тему путешествий во времени, управления историей, вмешательства в ее ход, бесконтрольного изменения судеб людей личностями, присвоившими себе такое право. А самая главная его тревога – это состояние нравственности современного мира, проблема сохранения человечности в любых сложных обстоятельствах.
Он верил в силу познания, в добрую натуру человека, в любовь, побеждающую Вечность. Его книги – это увлекательная, оптимистичная литература, с динамичным сюжетом, юмором, с умными героями, стойко преодолевающими препятствия и загадки, с интересными характерами и глубоким смыслом. Фантастика – это средство обозначить проблему, которая только намечается, но ее необходимо обдумать, рассмотреть намечающиеся сдвиги, предупредить об угрозе. В 1986 г. Ассоциация американских писателей-фантастов присудила Азимову титул «Великий мастер».
Будучи ученым, Азимов увлекся популяризацией науки, создает многотомную «Энциклопедию интеллигентного человека». Он щедро делился своими знаниями в области химии, генетики, космологии, истории, географии, литературы. В его книгах подкупает сочетание научной достоверности, яркой образности, мастерского изложения.
Книги из фонда библиотеки им. А.М. Горького:
Люди овладели возможностью свободно перемещаться в прошлое и будущее. И создали могущественную организацию под названием Вечность во главе с Советом почти бессмертных техников и вычислителей. Они управляют цивилизациями, временами, мирами и отдельными судьбами, произвольно меняя направление развития человечества в своих интересах. Эту олигархию и бездушность разрушает любовь.
Один из первых рассказов Азимова «И ночь пришла» - о катастрофе на одной из планет многозвездной системы, на которой раз в 2 тысячи лет наступает затмение всех солнц. Даже ученые не могут противостоять панике и страху, суевериям и предубеждениям людей этого мира. Греческое слово катастрофа означает переворот, однако, в наше время это понятие ближе к трагической развязке. А в приложении к развитию человечества катастрофа означает его гибель, конец истории. Автор представил в этой книге широкий выбор катастроф, подстерегающих нашу цивилизацию, начиная от крушения Вселенной, заканчивая выходом техники из повиновения. Азимов опирается на многие мифы, сказания, Библейские тексты, научные данные. Попутно читатель узнает об истории науки и размышлениях ученых о строении мира и возможностях его развития. Он дает нам практически исчерпывающий список опасностей, подстерегающий нашу цивилизацию, но и обнадеживает своей верой в возможности человечества предотвратить угрозы его уничтожения.
Фильм и книга «Фантастическое путешествие» рассказывает о внутреннем устройстве человеческого организма. Герои, уменьшенные до размеров атома, путешествуют по человеческому телу. Первый роман был написан Азимовым по сценарию Х. Клайнера уже после выхода фильма по заказу кинокомпании. Второй роман был экранизирован в 1987 г. Стивеном Спилбергом и Д. Данте под названием «Внутренне пространство». Он был удостоен премии Оскар за лучшие зрительные эффекты.
Книга построена как небольшая энциклопедия, посвященная знаменитым историческим деятелям, событиям и явлениям. Конечно, сейчас у нас есть возможность посмотреть значение многих терминов в интернете, однако стиль изложения фактов Азимовым так изящен и увлекателен, что чтение доставит особенное удовольствие.
Каким образом Великобритания достигла такого могущества к началу ХХ века, когда она владела территориями на всех континентах земного шара, четвертью населения земли, на английском языке говорило больше людей, чем на любом другом языке? Азимов начинает свое повествование с заселения Британских островов, появления на них кельтов, завоевания их римлянами, потом викингами. Перед читателем проходит вереница правителей и королей Англии, в том числе, знаменитые короли Артур и Ричард Львиное Сердце. И все это написано и читается как художественный роман.
Справочник географических названий, где топонимика соединена с историей географических открытий и историей разных стран, городов и мест.
Азимов анализирует содержание пьес Шекспира, скрупулезно раскрывает историческую основу событий, мифологические корни, комментирует буквально каждую значительную строку произведений драматурга, ведь многие выражения и реалии пьес будут непонятны современному читателю и зрителю.
В предисловии А. Азимов пишет: «Шекспир выразил так много мудрых мыслей о человеческих страстях и в столь совершенной форме, что они стали крылатыми фразами, которыми мы до сих пор пользуемся». Греческая и римская мифология и история знакомы нашим современникам меньше, чем получавшим классическое образование дворянам-современникам Шекспира.