«Там, за холстом - дом с мезонином». Выставка живописи Виктора Убираева

Статья 22 января 2020 г.

Пятый год Приморская краевая публичная библиотека им. А.М. Горького практикует «Игру в бисер». Игру молодых людей (не просто молодых, а очень молодых) в занимательное литературоведение. Для игры отбирается литературная классика, написанная в жанре короткого рассказа. Такой вот литературный бисер: бунинский «Солнечный удар», чеховский «Дом с мезонином», «Случай с Полыниным» К. Симонова и т.д.

Играют юные читатели, и вместе с ними играют приглашённые оценить их игру эксперты. Хорошо помню разбор «Дома с мезонином» и Виктора Убираева в роли эксперта. «Смотри, - услышал я за спиной. – Как этот художник похож на чеховского. Одно лицо», - говорила подруге сидящая неподалеку от меня девушка. Любопытно. Чехов не давал портрета своего героя. Но он так описал его манеру мыслить, говорить, чувствовать, что портрет этот возникает как бы сам собой.

Очень похожий. Похожий на кого? На художника, пишущего природу, «её живое бытие». Последние слова я заключил в кавычки, потому что принадлежат они не мне, а Александру Лобычеву, сумевшему при жизни сказать о Викторе Убираеве много хороших слов. На той «Игре» её участники много спорили. Что получилось у Чехова? Элегия или социальный памфлет? И прав ли художник, отвергающий во имя великой цели все насущные малые дела? Пишущий пруд, лесные опушки и просеки вместо того, чтобы изображать народную нужду?

Убираев высказывался горячо, как будто бы сам, внутренне, всё время вёл эти нескончаемые споры. Писать пейзажи, эту роскошь и праздность природы или унылую печаль заброшенных нив, враз опустевших деревень, покинутых птицами гнёзд и стариков, таких же ветхих, как и их покосившиеся нищие избы? Писать пейзаж как таковой или жизнь внутри него? Жизнь трудную, заброшенную, исполненную труда и лишений. Ту самую реальную жизнь, в которую ты погружаешься, сделав шаг–другой в сторону от чеховского дома с мезонином?

Художник утверждает ценность пейзажа как такового. «Какие красивые деревья и, в сущности, какая должна быть около них красивая жизнь». Это тоже из Чехова. Только не из «Дома с мезонином», а из «Трёх сестер». Разве не наводит на ту же мысль убираевский пейзаж «Анисимовка. Зима», или «Маяк. Вечер». Или «Сидеми. Бухта Гека»? Или «Светлая ночь» … Я перечисляю названия работ Виктора Убираева, и они воспринимаются как начальные строчки какого-нибудь лирического рассказа. В нём много описаний природы. Она одушевлена. Наделена теми же человеческими чувствами, что и невидимые персонажи этих пейзажей. Они не зримы, их домысливаешь. Их воображаешь. Кажется, что убираевский пейзаж словно бы увиден их глазами. Вот «Старые сараи». На них смотрит не художник. На них смотрит их хозяин. Такой же ветхий, как эти накренившиеся строения. Постройка вот–вот завалится, а его жизнь уже завалилась.

А вот «Шиповник на камнях». Эта розоватая дымка, клубящаяся над берегом. Как кисея. Как платье какой–нибудь воображаемой Мисюсь. А виднеющаяся через залив маячная башня – не архитектурная ли это деталь того самого имения, которое описал Антон Павлович?

Александр Лобычев заметит: «… картины художника, помимо того, что обладают художественной индивидуальностью, излучают ещё и обаяние естественности, непреднамеренности – так случается дождик или расцветает приморский багульник. Но все эти изящная легкость письма и, казалось бы, безыскусность, органичность найденного мотива и композиции рождены долгими годами пленэра, годами вживания в ландшафт и круговорот приморской природы».

Объясняя Убираева, арт-критик много цитирует Геннадия Лысенко. «Поэт и художник – во многом одной породы», - пишет он. Так-то оно так. Но в 1984 году Виктор Убираев оформлял посмертный сборник поэта «Меж тем и этим сентябрём». Более унылой, более скучной оформительской работы я не встречал. Графика здесь – как серые одежды, в которые задрапированы прозрачнейшие строчки Г. Лысенко. Почему не случилось? Как объяснить эту «невстречу» таких похожих – поэта и художника? Так бывает - «невстреча» и всё! А между тем, в этом сборнике, среди других, могут отыскаться строчки, точно передающие и настроение красок, и самочувствие работающего с ними художника.

Мимолётным дождик был,
но уже светлей и проще,
будто Чехов посетил
перед нами эту рощу.
И как взгляд из–под стекла,
засветилась в капле каждой
мысль,
которая могла
и к тебе прийти однажды…

Вот этот образ автора «Дома с мезонином» - тот же незримый персонаж всех пейзажных работ Виктора Убираева. Иногда художник ненадолго появляется у нас в библиотеке, и я ловлю себя на мысли, что повеяло вдруг чем–то неуловимо чеховским.

На той давней уже «Игре в бисер» кто-то спросил Убираева: «Будь вы на месте художника, вы остались бы в имении, не спорили и продолжали бы писать свои красивые пейзажи, или?..» «Или, - согласился художник. - Там, у Чехова за имением описан широкий пруд, а за ним жизнь. Жизнь трудная. Ненарядная. Так вот, я там, по ту сторону пруда. А дом с мезонином – только мечта! Несбыточно–прекрасная. Без неё нет ни художника, ни искусства. Он там, где-то за моими холстами. К нему идти и идти…»

Александр Брюханов

 

Убираев Виктор Георгиевич - живописец, пейзажист, акварелист, график, книжный график, художник-оформитель, член Приморского отделения ВТОО «Союз художников России». Главная тема творчества – природа Приморского края. Лирик, романтик. Работает в реалистической манере с использованием приёмов импрессионизма и постимпрессионизма в техниках масла, акварели, темперы, акрила, пастели, сухой иглы.

Родился 4 ноября 1949 года во Владивостоке, в семье геолога.

С 1966 по 1971 г. учился во Владивостокском художественном училище на живописно-педагогическом отделении (педагоги Ф.Н. Бабанин и В.С. Чеботарёв). В 1971-1972 г.г. учился в Дальневосточном институте искусств на факультете живописи (преподаватель - В.Н. Доронин).

С 1974 г. Виктор Убираев - постоянный участник краевых, зональных, республиканских и международных выставок.

В 1978-1990 гг. - художник-оформитель Приморского отделения художественного фонда РСФСР, художник-график Дальневосточного книжного издательства и издательства ДВГУ.

С 1990 г. - член Союза художников СССР и Приморского отделения Союза художников РСФСР, с 1992 г. - член Приморского отделения ВТОО «Союз художников России».

С 2001 г. - член литературно-художественной творческой группы «Дом Пришвина», участник всех выставок этой группы.

Работы Виктора Убираева приобретены Приморской государственной картинной галереей, Читинским областным художественным музеем. Их много - в частных собраниях России, США, Испании, Японии, Республики Корея, Франции.

Выставка в библиотеке продлится до 11 марта 2020 года.