Об одной из самых значительных книжных новинок этой зимы — 6-м томе биографического словаря «Русские писатели. 1800—1917», издание которого длится уже 30 лет.
На последней ярмарке non/fiction одной из самых заметных книжных новинок был 6-й том биографического словаря «Русские писатели. 1800—1917», выпущенный петербургским издательством «Нестор-История».
Событие это не широко отмечалось СМИ. Почему? Потому что «караул устал». История издания этого словаря длится уже ровно 30 лет, и связанных с задержкой выхода очередных его томов протестов крупнейших ученых, писателей, общественных деятелей за это время было слишком много.
Словарь «Русские писатели» — памятник энциклопедической мысли. Это памятник просвещения. Это наше национальное культурное достояние.
Но история издания словаря — это история тридцатилетней войны культуры и прагматизма, ученых и дилетантов, знания и информации,
пламенной веры одних людей в то, что начатое великое культурное дело нельзя прекращать, не доведя его до конца, и прохладно-трезвого отношения других людей к тому же.
Кратко напомню историю издания.
Замысел сложился в редакции литературы и языка издательства «Советская энциклопедия» вскоре после выхода подготовленной там же «Лермонтовской энциклопедии» в 1981 году. Инициаторами были К. М. Черный и Ю. Г. Буртин. В 1982 году был готов словник, в течение 1980-х годов готовились статьи. В 1989 году вышел первый том.
После 1991 года издательство стало испытывать трудности с финансированием, в феврале 1992 года планировалось приостановить издание словаря ввиду нерентабельности, с 1992 по 1999 год словарь выходил при поддержке научного предприятия «Фианит». Тем не менее в апреле 1994 года, незадолго до выхода третьего тома, издательство приняло решение о сокращении редакции литературы и языка, отмененное после протестов видных ученых.
После 1999 года «Фианит» отказался от финансирования словаря. 28 августа 2001 года директор издательства «Большая российская энциклопедия» С. Л. Кравец издал приказ о приостановке его издания.
Только после письма А. И. Солженицына президенту РФ В. В. Путину 30 мая 2002 года Министерство культуры выделило 2 миллиона рублей на подготовку издания,
и с октября 2003 года работа возобновилась. Через год эти деньги закончились, и 13 января 2005 года и.о. директора издательства Николай Артемов издал приказ об увольнении в полном составе редакции словаря. После ряда протестов в апреле 2005 года уволенные сотрудники были приняты вне штата, а бывшая редакция получила официальное название «Временный творческий коллектив», руководителем которого назначен М. Ю. Эдельштейн. Были подготовлены к печати материалы 6-го тома, но на этом работа остановилась.
Как писал в свое время портал «Полит.ру», словарь, представляющий собой собрание биографий литераторов 1800—1917 годов, уникален и не имеет аналогов. Существенно, что статьи словаря, посвященные как известным писателям уровня Пушкина, так и второстепенным литераторам, имеют не компилятивный, но исследовательский характер. Каждая из статей представляет собой самостоятельное научное исследование, требующее больших временных и трудовых затрат, и, как утверждают сотрудники редакции, спешка при работе над подобными изданиями чревата научной недобросовестностью. Авторский коллектив словаря, в который входили такие знаменитые исследователи, как Михаил Гаспаров, Роман Тименчик, Константин Азадовский, Александр Осповат, Олег Проскурин, Александр Лавров, Юрий Манн, и многие другие, не мог жертвовать собственной высокой научной репутацией из сиюминутных соображений.
Мы плохо представляем себе реальную литературную ситуацию XIX и начала XX столетий. Мы знаем великих или как минимум крупных писателей. А их было несколько тысяч! Причем не любителей, пишущих в стол, а вполне профессиональных.
Вот, например, «соседи» Маяковского. Цитирую третий том словаря. «МАШКОВ, Мошков Петр Алексеевич <ок. 1807 — 1(13).7.1849>, поэт, беллетрист. Из дворян Петерб. губ. М. заявил о себе на лит. поприще как поэт-романтик. Его поэмы «Разбойник» (СПб., 1828), «Могила на берегах Маджоре», «Ночь мщения» (обе — СПб., 1829), варьирующие сюжетные схемы, композиц. приемы, стиховые формулы из арсенала рус. массовой «байронической» поэмы, относятся к самым характерным подражаниям «южным» поэмам А. С. Пушкина. Отзывы критики на поэмы М. были неодобрительными: подчеркивался их эпигонский характер, автор причислялся к ряду «копиистов литературных» и поэтов «четырнадцатого класса»...»
И с правого края от Маяковского — «МЕДВЕДЕВ Лев Михайлович <2(14).1.1865, г. Ефремов Тульской губ. — 21.6(4.7).1904, Москва>, поэт, переводчик, дет. писатель. Из дворян. В 1887 г. исключен из ун-та за хранение нелегальной лит-ры и за участие в оппозиц. группе студентов, выслан на 2 года в Тифлис под гласный надзор полиции. В 80-е гг. сотрудничал в «Будильнике», «Рус. сатирич. Листке», «Развлечении», «Гусляре», «Волне»; с 1884 г. — в «Осколках», куда его рекомендовал А. П. Чехов, несмотря на то, что в одном из писем назвал его «махоньким, плюгавеньким поэтиком». М. принадлежал к эпигонам некрасовской школы «музы мести и печали» и верность «гражданской лире» соседствовала с поэтич. клише («солнце выспренних идей», «ненависть шипит змеею ядовитою«)».
Две словарные статьи, окружающие гигантскую фигуру Маяковского, в частности, дают представление о реальном литературном XIX веке и начале XX.
Счастье, что шестой том (от С до Ч) все-таки вышел. Но выйдет ли седьмой — последний? Если — нет, грош нам всем цена.
Источник: ГодЛитературы.рф