Лекцией «Миноносец 208. Погружение в историю» завершил очередной сезон Владивостокский диггер-клуб, работающий при ПКПБ им. А.М. Горького.
Руководитель секции подводных исследований Приморского отделения Русского географического общества Роман Фадеев рассказал об истории появления в конце 19 века в составе Первой Тихоокеанской эскадры, базирующейся во Владивостоке, миноносцев. Он подробно остановился на судьбе одного из них, 208-го, волею трагических обстоятельств ставшего известным и на долгие годы приковавшего к себе интерес краеведов. Свой рассказ он сопровождал демонстрацией малоизвестных фотографий военных кораблей Сибирской флотилии, чертежом миноносца проекта «Тернов».
Слушатели узнали немало интересного. Например, что корабль, предназначенный для торпедирования судов противника, построили в Петербурге по образцу французского миноносца, и, в разобранном виде, доставили на Тихий океан на пароходе «Херсон». В 1899 году он вошел в состав эскадры. К началу русско-японской войны миноносец 208 уже «устарел» — на флоте были корабли обладавшие лучшими характеристиками и более совершенным вооружением. Но, тем не менее, он нес боевое дежурство, охранял подходы к крепости Владивосток со стороны моря.
4 июля 1904 года миноносец по приказу вышел в составе отряда из бухты Аякс на патрулирование. Проходя возле острова Скрыплева корабль кормой задел мину и подорвался. Один человек погиб, пять получили ранения. Командир миноносца Кавелин прыгнул с тонущего корабля последним, отдав спасательный жилет матросу.
При разборе происшествия выяснилось, что мины поставили японцы. Несколькими сутками ранее маячники слышали ночью всплески, характерные при сбросе мин, но не придали этому значения.
Миноносец затонул на глубине 30 метров. Неоднократно предпринимались поиски корабля. Например, легендарный ЭПРОН в середине 30-х годов прошлого века искал 208-й, надеясь поднять цветной металл. Но безрезультатно. В 80-х годах клуб подводного поиска «Восток»(руководитель Сергей Бевз) при содействии моряков ТОФа провел исследование эхолотом прибрежных акваторий. Было обнаружено 20 целей, но определить их тогда не смогли.
Как рассказал Роман Фадеев, летом 2011 года группа энтузиастов секции подводных исследований при сканировании дна эхолотом в районе Скрыплева обнаружила какой-то объект. Спустили подводную видеокамеру и увидели, что на грунте лежат 2 паровых котла, детали машины. А потом при очередном выходе в море подводникам повезло с погодой, и они совершили удачное погружение. Как оно проходило участники встречи узнали из небольшого видеофильма. От корабля водоизмещением 120 тонн сохранились оборудование из толстой стали и цветного металла, части шпангоутов, пушка Гочкиса. Корпус, толщиной 3 мм. и другое оборудование разъела морская вода. Некоторые предметы исследователи подняли, и их можно было увидеть в библиотеке: иллюминатор с визирной рубки, снаряд, сигнальная лампа.
Ученый секретарь Общества изучения Амурского края Михаил Игнатов поделился соображениями, как можно использовать находку. Заманчиво организовать подводный музей — место очень красивое, но посещать дайверам миноносец можно будет лишь в ограниченный период из-за климатических условий. Другой вариант предусматривает подъем уцелевших механизмов, оборудования и создание в музее ТОФ отдельной экспозиции. Но как бы не решилась судьба находки, секция подводных исследований приглашает 16 июня всех желающий поучаствовать в обсуждении проблемы.
Среди участников встречи было много краеведов, изучающих историю Российского флота, и они задавали лекторам вопросы, делились своей информацией. Так что завершение очередного сезона работы Владивостокского диггер-клуба не поставило точку, а предполагает продолжение интересных, познавательных встреч в библиотеке.