Шебеко Кирилл Иванович - заслуженный деятель искусств и заслуженный художник РСФСР, член-корреспондент Российской академии художеств, лауреат её Золотой медали, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств, член Приморского отделения ВТОО «Союз художников России», профессор живописи и рисунка, почётный гражданин города Владивостока.
За большой творческий вклад в строительство Российской Федерации имя К.И. Шебеко занесено в «Книгу трудовой славы» Министерства культуры СССР и ЦК профсоюза работников культуры СССР.
Двенадцать лет Кирилл Иванович был председателем Приморского отделения Союза художников РСФСР (1962-1974), дважды избирался председателем зональных выставкомов (1966,1980), пять лет был членом правления Союза художников СССР (1972-1977), десять лет - членом правления Союза художников РСФСР (1977-1987). Почти четверть века он работал художником Приморского отделения Художественного фонда РСФСР (1950-1993). Восемнадцать лет преподавал спецдисциплины во Владивостокском художественном училище (1950-1968). Тридцать пять лет был преподавателем, старшим преподавателем, доцентом, профессором живописи и рисунка Дальневосточного государственного педагогического института искусств (1968-2004). Восемьдесят студентов получили высшее художественное образование по его мастерской.
Кирилл Иванович Шебеко родился в селе Циммерманов- ка Нижне-Амурской области Хабаровского края. Вырос в семье охотника, рыбака. До 16 лет вместе с братом помогал родителям вести хозяйство: косил траву, копал картошку, рыбачил. Нелёгкий крестьянский труд способствовал выработке сильного характера, упорства в достижении цели, трудолюбия.
После окончания сельской семилетней школы учился в Благовещенском художественно-педагогическом училище у П.С. Евстафьева, ученика И.Е. Репина (1936-1940). В 1940 г. его призвали на действительную службу, которую довелось проходить в военном городке Волочаевка под Хабаровском в двухгодичной школе курсантов 19-й легкотанковой бригады, готовившей средних командиров запаса - лейтенантов. Армейская служба научила дисциплине и военному братству.
В 1941 г., прослужив всего год, курсант Шебеко по личному заявлению добровольцем ушёл на фронт, принимал участие в боях под станцией Бологое, Смоленском и Москвой как водитель танка, механик. В августе его танковая бригада, державшая прямую дорогу на Москву, с тяжёлыми боями отступала в сторону Смоленска. В одном из сражений в танк попал снаряд. Кирилл Иванович получил осколочное ранение в левую руку, множественные мелкие ранения ног, а когда выбирался из подбитой машины, - два пулевых ранения в правое плечо.
Санитар, перевязывавший раны двадцатилетнего танкиста в залитой кровью канаве, сказал: «Всё. Воевать ты больше не будешь». Начались скитания по эвакогоспиталям от Калинина до Самарканда. Весной 1943 г. Шебеко был демобилизован из армии по ранению как инвалид II группы. Среди его военных наград Орден Славы III степени, орден Отечественной войны II степени, многочисленные медали и знак «Художник-ветеран Великой Отечественной войны».
С 1943 по 1950 г. Кирилл Иванович учился на живописном факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР. Так стала называться вернувшаяся в конце войны из Самарканда в Ленинград Всероссийская Академия художеств. Учёбу окончил по мастерской профессора Р.Р. Френца дипломной работой «Капитуляция Германии», которая была посвящена победе СССР над Германией - на площади перед рейхстагом фашисты бросают свои знамёна и оружие.
К.И. Шебеко принадлежит к поколению таких известных живописцев как Н.М. Ромадин, Е.И. Зверьков, А.М. Грицай. Они прошли дорогами войны, пережили их страдания и боль, но сумели сохранить неистребимый оптимизм, любовь к жизни, восторг и трепетное преклонение перед красотой природы. «Путь из пекла войны в мастерскую института сформировал исходно художника с высокими запросами к искусству, для которого творчество - это служение, а не игра, обращение к человеку, а не индивидуалистическое самовыражение», - писал о творчестве мастера искусствовед В.И. Кандыба.
С 1950 г. Шебеко жил во Владивостоке, занимаясь одновременно и творчеством, и педагогической деятельностью, и активной общественной работой. В Союз художников СССР был принят в 1951 г. и не во Владивостоке, а в Москве, за картину «Амурский залив», экспонировавшуюся на республиканской выставке. Живописное мастерство совершенствовал в домах творчества «Академическая дача», «Сенеж», «Гурзуф», «Горячий ключ».
Пейзажи Приморья, Хабаровского края, Чукотки, Камчатки, Сахалина, Курильских и Командорских островов, экспонировавшиеся на многочисленных выставках в стране и за рубежом, принесли художнику широкую известность. Шебеко - один из первооткрывателей темы дальневосточного Севера в русской живописи, автор тематических картин, портретист, мастер натюрморта. Но, прежде всего, он пейзажист. Именно в пейзажной живописи мастер сказал своё главное слово в искусстве, именно в ней нашёл свой неповторимый язык пластического воплощения пережитых образов. «В начале 50-х годов, - вспоминал художник, - когда я начинал свой творческий путь, Дальний Восток был ещё нетронутой «художественной целиной». Я сразу почувствовал неисчерпаемость дальневосточной темы, которой не жаль отдать всю жизнь. Захотелось изображать не случайные сюжеты, а найти что-то главное в облике этого края. Художественного опыта в изображении данной темы не было, и я сразу столкнулся с некоторыми проблемами и препятствиями».
В 1950-е гг. Кирилл Иванович работал в типично академической манере реалистической живописи. В этюде «Командоры» (1955), запечатлевшем котиков, отдыхающих на каменистом берегу, тональная живопись, сплавленная воедино мягкими мазками, тёплое перламутровое свечение красок, разлитое по всему холсту, пробивающийся сквозь туман солнечный свет и гладкая манера письма создают поэтическую эмоциональную тональность.
В 1960-е гг. Шебеко удалось преодолеть камерность композиции, привычные цветовые и фактурные построения, а к 1970-м выработать свой индивидуальный художественный почерк в живописной технике известной как пуантилизм. На выставках зрители стали узнавать его полотна по характерной манере письма масляными красками раздельными мазками звонкого чистого цвета без полутонов. В пейзаж-картину «Богатства Севера» (1970) введён жанровый мотив, но главное и здесь всё-таки пейзаж. Художник виртуозно использует возможности цвета, света и ритма, запечатлев три крошечные фигурки чукчей-пастухов рядом с огромным стадом северных оленей, стремительно бегущих узкой извилистой лентой по яркой красно-жёлтой тундре на фоне бардово-синих заснеженных сопок. В картинах «Бухта Провидения», «Чукчи вышли в море», «На Севере Дальнем», «Осенний хоровод» звучат уже не личные переживания мастера, а самый дух места: величие Тихого океана, суровая неприступность скал, торжественность осенней тайги, неповторимое обаяние тундры. Такие полотна поражают зрителя эпической мощью дальневосточной природы, особой декоративностью многоцветной живописи, сложной многоплановой композицией, музыкальными линейными и цветовыми ритмами, мажорным настроением и картинной тематичностью. Контраст первозданной природы и современной цивилизации Шебеко считал характерной особенностью Дальнего Востока России.
Он был участником многочисленных художественных выставок всех рангов: краевых, зональных, региональных, республиканских, всесоюзных.
С 1982 г. его произведения постоянно экспонировались на зарубежных выставках, организованных дирекцией музейно-выставочного центра «РОСИЗО». «Художники РСФСР» - Бенин, Афганистан, Болгария, Югославия, ФРГ, Великобритания, Франция. «Изобразительное искусство РСФСР» - Индия. «Сибирь в произведениях художников РСФСР» - Западный Берлин. «Мир отстояли - мир сохраним» - ГДР, Польша. «Дни культуры РСФСР» - ФРГ. «Советская Россия» - Греция. «Космос и мир» - Индия. «Художники Приморья» - Китай, Республика Корея. Персональные выставки мастера прошли в Москве и Ленинграде (1981), в Саппоро (1993) и во Владивостоке (юбилейные: 1970, 1980, 1990, 2000, 2005, 2010).
Произведения Кирилла Ивановича Шебеко находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном музейновыставочном центре «РОСИЗО», в Национальном художественном музее республики Саха (Якутия), в Бурятском республиканском художественном музее им. Ц.С. Сампилова. В Сахалинском, Амурском, Читинском и Камчатском областных художественных музеях. В Приморской государственной картинной галерее (51), в Дальневосточном художественном музее в Хабаровске, в Музее изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре, в Красноярском музее им. В.И. Сурикова, в Бендерской картинной галерее, в Закарпатском художественном музее. В Магаданском областном краеведческом музее, в ПГОМ им. В.К. Арсеньева, в художественном музее Удмуртского государственного университета и ряде других музеев в России и за рубежом.
См.: Кирилл Шебеко, хуДожник - ветеран Великой Отечественной // Картин. галерея. - 2010. - апр. N 4); Кирилл Шебеко. Живопись: [художественный альбом] / [вступ. ст. В. Кандыба].
- Владивосток: Рубеж, 2015. - 143 с., портр.: цв. ил.; Куракина Л. О моем отце, художнике Кирилле Шебеко // Картин. галерея.
- 2015. - Апр. N 4); Марков В. Юность, опаленная войной: [при- мор. худож. на фронтах Великой Отечественной: К. Шебеко, И. Рыбачук, Ю. Рачев, Б. Угаров, Г. Приходько и др.] // Новая газета во Владивостоке. - 2015. - 9 апр. - С. 18-19; Маликова С. Мастер, влюбленный в Дальний Восток: [в Примор. отд-нии Союза худож. России открылась выст. К. Шебеко (1920-2004) // Прогресс Приморья. - 2015. - 22 мая. - С. 10; Горбонос А. Классика дальневосточной темы: [выст. одного из классиков проф. при- мор. живописи К.И. Шебеко открылась в залах Примор. отд-ния Союза худож. России] // Конкурент. - 2015. - 26 мая-1 июня. - С. 23; Рыбный островок [Изоматериал]: репродукции с картин: Н.Д. Волкова, К.И. Шебеко [и др.]: [комплект из 16 открыток] / Ргтогуе $Ме аг( да11егу. - V1аЛVО8^ок: 48 часов, 2017. - 1 обл. [16 отд. л.]: цв. ил.; Федорова А.С. Творчество К.И. Шебеко как отражение архетипического мотива «дороги» // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток-ЗапаД: материалы XXIII науч. конф. с межДунароДным участием, Владивосток, 22-23 нояб. 2017 г. - Владивосток, 2017. - Вып. 23. - С. 333-340: фот.
Л. Варламова
Источник: Календарь дат и событий Приморского края на 2020 год