100 лет со дня рождения Шебеко Кирилла Ивановича

Дата 20 мая 2020 г.

Шебеко Кирилл Иванович - заслуженный деятель искусств и заслуженный художник РСФСР, член-корреспондент Российской академии художеств, лауреат её Золотой медали, член-корреспондент Пе­тровской Академии наук и искусств, член Приморского отделе­ния ВТОО «Союз художников России», профессор живописи и рисунка, почётный гражданин города Владивостока.

За большой творческий вклад в строительство Российской Фе­дерации имя К.И. Шебеко занесено в «Книгу трудовой славы» Ми­нистерства культуры СССР и ЦК профсоюза работников культуры СССР.

Двенадцать лет Кирилл Иванович был председателем При­морского отделения Союза художников РСФСР (1962-1974), дваж­ды избирался председателем зональных выставкомов (1966,1980), пять лет был членом правления Союза художников СССР (1972­-1977), десять лет - членом правления Союза художников РСФСР (1977-1987). Почти четверть века он работал художником Примор­ского отделения Художественного фонда РСФСР (1950-1993). Во­семнадцать лет преподавал спецдисциплины во Владивостокском художественном училище (1950-1968). Тридцать пять лет был пре­подавателем, старшим преподавателем, доцентом, профессором живописи и рисунка Дальневосточного государственного педаго­гического института искусств (1968-2004). Восемьдесят студентов получили высшее художественное образование по его мастерской.

Кирилл Иванович Шебеко родился в селе Циммерманов- ка Нижне-Амурской области Хабаровского края. Вырос в семье охотника, рыбака. До 16 лет вместе с братом помогал родителям вести хозяйство: косил траву, копал картошку, рыбачил. Нелёгкий крестьянский труд способствовал выработке сильного характера, упорства в достижении цели, трудолюбия.

После окончания сельской семилетней школы учился в Благо­вещенском художественно-педагогическом училище у П.С. Евста­фьева, ученика И.Е. Репина (1936-1940). В 1940 г. его призвали на действительную службу, которую довелось проходить в военном городке Волочаевка под Хабаровском в двухгодичной школе кур­сантов 19-й легкотанковой бригады, готовившей средних команди­ров запаса - лейтенантов. Армейская служба научила дисциплине и военному братству.

В 1941 г., прослужив всего год, курсант Шебеко по личному заявлению добровольцем ушёл на фронт, принимал участие в боях под станцией Бологое, Смоленском и Москвой как водитель танка, механик. В августе его танковая бригада, державшая прямую доро­гу на Москву, с тяжёлыми боями отступала в сторону Смоленска. В одном из сражений в танк попал снаряд. Кирилл Иванович полу­чил осколочное ранение в левую руку, множественные мелкие ра­нения ног, а когда выбирался из подбитой машины, - два пулевых ранения в правое плечо.

Санитар, перевязывавший раны двадцатилетнего танкиста в залитой кровью канаве, сказал: «Всё. Воевать ты больше не бу­дешь». Начались скитания по эвакогоспиталям от Калинина до Самарканда. Весной 1943 г. Шебеко был демобилизован из армии по ранению как инвалид II группы. Среди его военных наград Ор­ден Славы III степени, орден Отечественной войны II степени, многочисленные медали и знак «Художник-ветеран Великой От­ечественной войны».

С 1943 по 1950 г. Кирилл Иванович учился на живописном фа­культете Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР. Так стала называться вернув­шаяся в конце войны из Самарканда в Ленинград Всероссийская Академия художеств. Учёбу окончил по мастерской профессора Р.Р. Френца дипломной работой «Капитуляция Германии», которая была посвящена победе СССР над Германией - на площади перед рейхстагом фашисты бросают свои знамёна и оружие.

К.И. Шебеко принадлежит к поколению таких известных живописцев как Н.М. Ромадин, Е.И. Зверьков, А.М. Грицай. Они прошли дорогами войны, пережили их страдания и боль, но суме­ли сохранить неистребимый оптимизм, любовь к жизни, восторг и трепетное преклонение перед красотой природы. «Путь из пекла войны в мастерскую института сформировал исходно художника с высокими запросами к искусству, для которого творчество - это служение, а не игра, обращение к человеку, а не индивидуалисти­ческое самовыражение», - писал о творчестве мастера искусство­вед В.И. Кандыба.

С 1950 г. Шебеко жил во Владивостоке, занимаясь одновре­менно и творчеством, и педагогической деятельностью, и актив­ной общественной работой. В Союз художников СССР был принят в 1951 г. и не во Владивостоке, а в Москве, за картину «Амурский залив», экспонировавшуюся на республиканской выставке. Живо­писное мастерство совершенствовал в домах творчества «Акаде­мическая дача», «Сенеж», «Гурзуф», «Горячий ключ».

Пейзажи Приморья, Хабаровского края, Чукотки, Камчатки, Сахалина, Курильских и Командорских островов, экспонировав­шиеся на многочисленных выставках в стране и за рубежом, при­несли художнику широкую известность. Шебеко - один из перво­открывателей темы дальневосточного Севера в русской живописи, автор тематических картин, портретист, мастер натюрморта. Но, прежде всего, он пейзажист. Именно в пейзажной живописи ма­стер сказал своё главное слово в искусстве, именно в ней нашёл свой неповторимый язык пластического воплощения пережитых образов. «В начале 50-х годов, - вспоминал художник, - когда я начинал свой творческий путь, Дальний Восток был ещё нетрону­той «художественной целиной». Я сразу почувствовал неисчерпа­емость дальневосточной темы, которой не жаль отдать всю жизнь. Захотелось изображать не случайные сюжеты, а найти что-то глав­ное в облике этого края. Художественного опыта в изображении данной темы не было, и я сразу столкнулся с некоторыми пробле­мами и препятствиями».

В 1950-е гг. Кирилл Иванович работал в типично академи­ческой манере реалистической живописи. В этюде «Командоры» (1955), запечатлевшем котиков, отдыхающих на каменистом бере­гу, тональная живопись, сплавленная воедино мягкими мазками, тёплое перламутровое свечение красок, разлитое по всему холсту, пробивающийся сквозь туман солнечный свет и гладкая манера письма создают поэтическую эмоциональную тональность.

В 1960-е гг. Шебеко удалось преодолеть камерность компо­зиции, привычные цветовые и фактурные построения, а к 1970-м выработать свой индивидуальный художественный почерк в живо­писной технике известной как пуантилизм. На выставках зрители стали узнавать его полотна по характерной манере письма масля­ными красками раздельными мазками звонкого чистого цвета без полутонов. В пейзаж-картину «Богатства Севера» (1970) введён жанровый мотив, но главное и здесь всё-таки пейзаж. Художник виртуозно использует возможности цвета, света и ритма, запечат­лев три крошечные фигурки чукчей-пастухов рядом с огромным стадом северных оленей, стремительно бегущих узкой извилистой лентой по яркой красно-жёлтой тундре на фоне бардово-синих за­снеженных сопок. В картинах «Бухта Провидения», «Чукчи вышли в море», «На Севере Дальнем», «Осенний хоровод» звучат уже не личные переживания мастера, а самый дух места: величие Тихого океана, суровая неприступность скал, торжественность осенней тайги, неповторимое обаяние тундры. Такие полотна поражают зрителя эпической мощью дальневосточной природы, особой де­коративностью многоцветной живописи, сложной многоплановой композицией, музыкальными линейными и цветовыми ритмами, мажорным настроением и картинной тематичностью. Контраст первозданной природы и современной цивилизации Шебеко счи­тал характерной особенностью Дальнего Востока России.

Он был участником многочисленных художественных выста­вок всех рангов: краевых, зональных, региональных, республикан­ских, всесоюзных.

С 1982 г. его произведения постоянно экспонировались на за­рубежных выставках, организованных дирекцией музейно-выста­вочного центра «РОСИЗО». «Художники РСФСР» - Бенин, Аф­ганистан, Болгария, Югославия, ФРГ, Великобритания, Франция. «Изобразительное искусство РСФСР» - Индия. «Сибирь в произ­ведениях художников РСФСР» - Западный Берлин. «Мир отстояли - мир сохраним» - ГДР, Польша. «Дни культуры РСФСР» - ФРГ. «Советская Россия» - Греция. «Космос и мир» - Индия. «Худож­ники Приморья» - Китай, Республика Корея. Персональные вы­ставки мастера прошли в Москве и Ленинграде (1981), в Саппо­ро (1993) и во Владивостоке (юбилейные: 1970, 1980, 1990, 2000, 2005, 2010).

Произведения Кирилла Ивановича Шебеко находятся в Госу­дарственной Третьяковской галерее, в Государственном музейно­выставочном центре «РОСИЗО», в Национальном художествен­ном музее республики Саха (Якутия), в Бурятском республикан­ском художественном музее им. Ц.С. Сампилова. В Сахалинском, Амурском, Читинском и Камчатском областных художественных музеях. В Приморской государственной картинной галерее (51), в Дальневосточном художественном музее в Хабаровске, в Музее изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре, в Краснояр­ском музее им. В.И. Сурикова, в Бендерской картинной галерее, в Закарпатском художественном музее. В Магаданском областном краеведческом музее, в ПГОМ им. В.К. Арсеньева, в художествен­ном музее Удмуртского государственного университета и ряде других музеев в России и за рубежом.

См.: Кирилл Шебеко, хуДожник - ветеран Великой Отече­ственной // Картин. галерея. - 2010. - апр. N 4); Кирилл Шебеко. Живопись: [художественный альбом] / [вступ. ст. В. Кандыба].

-      Владивосток: Рубеж, 2015. - 143 с., портр.: цв. ил.; Куракина Л. О моем отце, художнике Кирилле Шебеко // Картин. галерея.

-      2015. - Апр. N 4); Марков В. Юность, опаленная войной: [при- мор. худож. на фронтах Великой Отечественной: К. Шебеко, И. Рыбачук, Ю. Рачев, Б. Угаров, Г. Приходько и др.] // Новая газета во Владивостоке. - 2015. - 9 апр. - С. 18-19; Маликова С. Ма­стер, влюбленный в Дальний Восток: [в Примор. отд-нии Союза худож. России открылась выст. К. Шебеко (1920-2004) // Про­гресс Приморья. - 2015. - 22 мая. - С. 10; Горбонос А. Классика дальневосточной темы: [выст. одного из классиков проф. при- мор. живописи К.И. Шебеко открылась в залах Примор. отд-ния Союза худож. России] // Конкурент. - 2015. - 26 мая-1 июня. - С. 23; Рыбный островок [Изоматериал]: репродукции с картин: Н.Д. Волкова, К.И. Шебеко [и др.]: [комплект из 16 открыток] / Ргтогуе $Ме аг( да11егу. - V1аЛVО8^ок: 48 часов, 2017. - 1 обл. [16 отд. л.]: цв. ил.; Федорова А.С. Творчество К.И. Шебеко как от­ражение архетипического мотива «дороги» // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток-ЗапаД: материалы XXIII науч. конф. с межДунароДным участием, Владивосток, 22-23 нояб. 2017 г. - Владивосток, 2017. - Вып. 23. - С. 333-340: фот.

Л. Варламова

Источник: Календарь дат и событий Приморского края на 2020 год