85 лет Белоусову Виктору Пантелеевичу

Дата 25 мая 2020 г.

Белоусов Виктор Пантелеевич - художник, член Приморского отделения ВТОО «Союз художников России» (2003).

Творчество имеет множество проявлений и в той или иной степени присуще каждому. У Виктора Пантелеевича Белоусова две ипостаси творчества - художник и спортсмен. Он член При­морского отделения ВТОО «Союз художников России» (2003), жи­вописец, пейзажист, портретист, автор жанровых картин и натюр­мортов, художник-педагог, участник художественных выставок всех рангов и, одновременно, один из основателей автомодельного спорта на Дальнем Востоке, заслуженный тренер-учитель РСФСР, мастер спорта СССР и судья республиканской категории.

Виктор Пантелеевич Белоусов родился в Борисовском зерно­совхозе Щербакульского района Омской области. Его отец, Пан­телей Петрович Белоусов, украинец, приехавший в Сибирь из Харьковской области, был механиком, трактористом, комбайнё­ром. Возможно, это обстоятельство и определило впоследствии увлечение художника именно автомодельным спортом. Елизавета Степановна Белоусова, переселенка из Пензенской губернии, в годы Великой Отечественной войны работала в колхозе. Позже она была домохозяйкой, вырастила семерых детей. Все они стали до­стойными людьми. С 1949 по 1954 г. Виктор Пантелеевич работал с отцом на уборке хлеба помощником комбайнера. В свободное от крестьянской работы время постоянно что-то рисовал, лепил, вы­резал. Красота омских степей, лесов, рек, озёр и уроки народного умельца, самодеятельного художника Владимира Ковалика разбу­дили в нём желание стать живописцем.

С 1954 по 1958 г. Виктор Белоусов служил на Тихоокеанском флоте. Первый год - на Русском острове в учебном отряде, потом во Владивостоке. Во время службы окончил трёхгодичную изо­студию художников в межсоюзном Доме культуры Тихоокеанского бассейна, где его преподавателями были В.В. Безродный и Ю.А. Черменёв. С 1958 по 1963 г. он учился во Владивостокском худо­жественном училище на живописно-педагогическом отделении у И.И. Поляковой, В.И. Прокурова, Н.П. Клянина и одновременно работал на Приморской краевой станции юных техников руково­дителем автомодельного кружка.

Об Иване Васильевиче Рыбачуке, ставшем народным худож­ником России, Виктор Пантелеевич впервые услышал в 1956 г., а увидел его только через семь лет, во Владивостокском художе­ственном училище на защите своего диплома - жанровой карти­ны «Хлеба зреют». Иван Васильевич сказал тогда о нём членам экзаменационной комиссии: «Он всю жизнь проносил в себе тему хлебороба. Вот это уже художник!».

После окончания художественного училища Виктор Пантелее­вич почти полностью отдал себя преподавательской работе, спорту и семье. В течение двадцати лет в свободное время он продолжал рисовать и писать этюды, но не решался участвовать в выставках, чувствуя, что ему необходимо глубже освоить суть и технику пей­зажной живописи. В 1982 г. во Владивостоке в Доме художника го­товилась большая краевая выставка. Николай Павлович Жоголев, бывший в то время председателем Приморской организации Со­юза художников РСФСР, посоветовал Виктору Пантелеевичу по­казать свои работы И.В. Рыбачуку, члену правления, ответственно­му за творчество. Иван Васильевич спросил: «А сколько вам лет? Что у вас есть?», - и, посмотрев наброски, сказал: «Ты художник. Пиши, пиши!». Из пяти представленных этюдов он отобрал на вы­ставку один - «Корейская слобода». В 1937-1939 гг. И.В. Рыбачук учился в Благовещенском художественно-педагогическом учили­ще у замечательного педагога и большого художника Петра Сер­геевича Евстафьева, ученика Ильи Ефимовича Репина. Постоянно советуясь с И.В. Рыбачуком, ставшим с начала 1980-х гг. его на­ставником, Виктор Пантелеевич попал в цепь прямой ученической преемственности лучших традиций русской реалистической живо­писи, заложенных передвижниками.

Это художник-реалист, умеющий тонко чувствовать красо­ту природы, певец красоты повседневности. Он не пишет пано­рамные пейзажи, не касается социальных проблем, предпочитая небольшие фрагментарные лирико-поэтические композиции. Главная тема творчества мастера - природа Дальнего Востока и Сибири, ведущий жанр - пейзаж, чистый или жанрированный, пе­редающий радостное, мажорное восприятие окружающего мира. Его произведения отличаются умелым построением пространства, обобщением природных форм, чистотой и звучностью цвета.

С 1965 по 1990 г. художник часто ездил на соревнования и все­союзные учебно-методические сборы в качестве спортсмена, тре­нера и судьи автомодельного спорта СССР. Путешествия расши­рили знания о стране, обогатили круг художественных интересов. Ему посчастливилось увидеть красивейшие места Прибалтики, Кавказа, Украины, европейской части России. Везде он старал­ся рисовать, но только в Приморье и родной Омской области на­шёл то, что так трудно бывает найти художнику: свою тему, свой жанр, свою манеру живописи. Уникальная природа Уссурийского края, воспетая В.К. Арсеньевым, очаровала Виктора Пантелеевича смолоду. В 1980-1990-е гг. излюбленной темой его тихих провин­циальных пейзажей, населённых людьми, птицами и животными были живописные окрестности приморских городов: Владивосто­ка, Находки, Уссурийска, Арсеньева; побережье Амурского и Уссу­рийского заливов. С начала 2000-х - он стал писать пейзажи род­ных сибирских мест, предпочитая и здесь камерные лирические композиции, гармонизирующие зрителя.

Скромные, задушевные этюды «Скамейка», «Осенний мотив», «Лесное озеро», марины «Амурский залив», «Остров Кроличий», «У Тихого океана», отличает интерес художника к точной передаче различных состояний природы. Поэзия обыденной жизни нашла отражение в картинах «Село Щербакуль», «Океанский проспект», «Владивостокцы». О любви к друзьям-художникам, собратьям по цеху, о личном взгляде на их труд и характеры говорит серия кар­тин «Художники на этюдах» (2001-2007), написанная со знанием дела и мягким юмором.

Виктору Пантелеевичу всегда хотелось рассказать о дорогих и близких ему людях, заслуживающих внимания. С 1970-х гг. он соз­дал более 30 небольших по размерам психологических портретов, в которых стремился правдиво выразить внутренний мир человека в его внешнем эмоциональном проявлении: позе, жесте, мимике, взгляде. Главное в них - лицо, глаза и руки - второе лицо, которые многое говорят о человеке. Добросердечное отношение мастера к людям воплотилось в портретах «Дед Мищенко» (1980), «Галя» (1985), «Б.А. Леонтьев» (2004), «Художник Соня» (2008), «Мой пе­дагог И.И. Полякова» (2010), «Мой первый учитель В.Н. Ковалик» (2014), «Мастерская. Народный художник И.В. Рыбачук» (2008­2015), в двойном портрете «Братья» (2014).

В 2001 г. художники Омска: Георгий Катилло-Ратмиров, Ген­надий Солодов и брат Виктора Пантелеевича Владимир Пантеле­евич Белоусов приехали в Приморье, чтобы открыть во Владиво­стоке выставку в Доме художника и поработать на пленэре. Под­ружившись с омичами, Виктор Пантелеевич начал ездить к ним на творческую дачу имени Кондратия Белова в посёлок Прииртышье. В 2005 и 2006 гг. в районных центрах Омской области Щербакуль, Таврическое и Марьяновка прошли совместные выставки братьев- художников Виктора и Владимира Белоусовых, посвящённые зем­лякам.

В 2000 г. Виктор Пантелеевич стал членом объединения ху­дожников-реалистов «Друзья и годы» при Омском региональном отделении ВТОО «Союз художников России». За большой вклад в развитие культуры и изобразительного искусства он награждён медалью «За доблестный труд» и многими Почётными грамотами. Произведения мастера находятся в Приморской государственной картинной галерее, в ПГОМ им. В.К. Арсеньева, в Музее боевой славы Пограничного управления ФСБ по Приморскому краю, в Государственном музее имени Кондратия Белова (Омск), в город­ском музее «Искусство Омска», в частных коллекциях в России, Австрии, Китае, Республике Корея, Японии, США, Австралии.

Л. Варламова

Источник: Календарь дат и событий Приморского края на 2020 год