2 июля исполняется 160 лет со дня образования города Владивостока (1860).
«Далёким, но нашенским» назвал его в 1922 году Ленин. Высоцкий сформулировал в 1967-м: «Открыт закрытый порт Владивосток».
Эти формулировки двоих всенародных Владимиров точно отражают противоречивую природу города, фиксируют его матрицу.
На культурный код Владивостока - этого, по выражению поэта Ивана Елагина, «дивного тупика Руси» - повлияли и география, и история. Это город, живущий на стыке стихий.
Среди составляющих ДНК Владивостока - близость к океану и тайге, полуостровное положение, азиатское соседство, муссонный климат. Владивостоку сложно определиться с собственным «я», потому что он соткан из противоположностей. Он южный - и в то же время северный, этакий гибрид Сибири и Сочи. Европейский - и в то же время азиатский (культурная граница между Европой и Азией, в отличие от географической, проходит именно здесь). Солнечный, тёплый, морской - и промозглый, холодный, пробирающий до костей (у тех, кто проводит здесь пять-семь лет, прорезываются жабры). Периферийный, но не провинциальный. Светлый, волнующий, манящий, фантастически красивый, как в песнях родившейся во Владивостоке группы «Мумий Тролль» - и пугающий, мрачный, депрессивный, беспросветный, как в снятой здесь же режиссёром Хомерики «Сказке про темноту».
Первая миссия Владивостока - военный форпост империи на востоке.
Потом он получил статус «порто-франко». Сюда потянулись русские переселенцы и западные коммерсанты, китайцы, корейцы, японцы...
Многие города появлялись как бы сами по себе - в устьях рек, у пересечения дорог. Владивосток нужно было придумать - как роман, как фильм, как арт-проект. Его появление в нынешнем виде не было предопределено. Он мог появиться в виде китайского Хайшеньвэя или английского Порт-Мея. Даже после закрепления нынешнего Приморья за Россией власти долго сомневались, где именно расположить главную тихоокеанскую базу империи: в Николаевске-на-Амуре? В Порт-Артуре? А может, в Посьете?
За свою короткую - всего-то две человеческих жизни! - историю Владивосток успел побыть военным постом, открытым портом, злачным местечком с азиатской Миллионкой, офицерским «клубом ланцепупов» и футуристским «Балаганчиком» впридачу, белогвардейско-интервентским гнездом, главной базой Тихоокеанского флота. С основания и до 1930-х он был «дальневосточным Вавилоном». Численность азиатского населения города порой достигала половины. Самой большой диаспорой были китайцы («манзы») - строители, извозчики, рулевые лодок-«шампунек», разносчики овощей. Корейцы отличались большей склонностью к ассимиляции: охотно крестились, носили русскую одежду, учились в русских школах (в Корейской слободе Владивостока в 1914 году родился Цой Сын Дюн, он же Максим Петрович Цой, - дед музыканта Виктора Цоя). Свой район - Нихондзин Мати - был и у японцев, которые держали прачечные, фотосалоны, публичные дома. Во Владивостоке были заметны американцы и европейцы. В 1920 году в семье местных бизнесменов швейцарского происхождения родился Юл Бриннер - будущая мировая звезда кино и театра. К концу 1930-х иностранного населения во Владивостоке почти не осталось: одни уехали, других выслали. Потом город стал закрытым портом. Лишь в начале 90-х стали вновь появляться торговцы, бизнесмены, строители из Китая, Японии, Кореи.
Пограничное положение, военно-морская генеалогия, внешние угрозы предопределили высокий уровень патриотических и почти полное отсутствие сепаратистских настроений. Вместе с тем удалённость и сложности в отношениях с чиновниками из центра породили недоверие к столице. Это недоверие достигло апогея в тревожных 1990-х, когда созданная при СССР система жизнеобеспечения рухнула и горожанам пришлось выживать самостоятельно - за счёт ввоза одежды из Китая, продуктов из Кореи, подержанных автомобилей из Японии. Расцвели контрабанда, браконьерство, «чёрный» лесоповал»... Сегодня ситуация несколько упорядочена, однако Владивосток по-прежнему отличает морская вольница, в чём-то близкая казачьей. К букве закона здесь нередко относятся снисходительно.
Среди символов Владивостока - море, сопки, тигры, крепостные форты, Токаревский маяк, фуникулёр, пляж Шамора, праворульные автомобили.
Любой город - сложный организм. Без броских, но уже несколько утомивших парадных видов - набережные, видовые, мосты, молодожёны, чайки над волнами. - конечно же не обойтись. Но мне всегда приятно обратить внимание и на Владивосток непарадный, негламурный, неяркий. Есть тихое очарование сокровенного Владивостока, его драгоценные калейдоскопные осколки - красный кирпич со старинным клеймом Startseff, матрос, призванный откуда-то «с материка», китайский сапожник, словно сошедший с дореволюционной открытки, «частный сектор» на склоне сопки, полурастворённый тайфуном асфальт, потаённые очкуры Чуркина или Тихой. И в этом тоже - поэзия, и в этом тоже - красота.
Владивосток с удовольствием рождает мифы о себе. Многим хочется верить в то, что по Владивостоку разгуливают табуны тигров и толпы китайцев. И очень не хочется верить в скучную правду: редкие тигры и ещё более редкие леопарды прячутся в тайге, а китайца трудно отыскать среди среднеазиатских гастарбайтеров. Сначала я пытался развенчивать мифы, а сейчас предпочитаю поддерживать. Правда ли, что Владивосток связан секретным тоннелем с островом Русским? Правда ли, что на местной «пересылке» умер Мандельштам? Правда ли, что лейтенант Шмидт не вылезал во Владивостоке с гауптвахты, а Сонька Золотая Ручка торговала квасом? Ответы не нужны. Миф - не обязательно выдумка. У мифа собственные, часто запутанные и интимные отношения с так называемой действительностью, в которых разбираться, возможно, вообще не следует, чтобы не разрушить магию. Офицерские мемуары старого Владивостока, моряцко-рыбацкие байки Владивостока советского, криминальные драмы 90-х - всё это наша мифология. В ней граф Муравьёв-Амурский соседствует с криминальной «третьей сменой», обшарпанные гостинки - с «Версалем» и вывернутой наизнанку подземной парковкой Fresh Plaza, гребешок - с «чо- копаем», «кондитерская фабрика» - с кондитерской фабрикой, выпускающей шоколад с морской солью, «химка» - с контрабандным японским виски, а несортовые наважата, прозванные самураями, - с отчаянными рамными джипиками Suzuki Samurai. Получается коктейль на любителя; предпочитаю оставаться таким любителем. В городе, населённом мифами, жить интереснее. Он приобретает дополнительное измерение, становится территорией 5D.
Владивосток не даёт горожанам забыть о дикой природе. Он весь - на сопках, он окружён морем, так что сложно отыскать точку, откуда не была бы видна вода. Если выпадает снежок - наступает «день жестянщика» и транспортный паралич. Если начинается дождик - он может обернуться катастрофическим тайфуном. Весной рыбаков на льдинах уносит в море, и за их спасением город наблюдает из окон. Иногда, впрочем, за рыбаков можно по ошибке принять чёрные точки нерп, выползших на лёд. Владивосток сохраняет - в хорошем смысле слова - дикость. У нас есть кедровый орех и зверьё в тайге, есть тёплое море, куда можно нырять за мидиями и гребешками...
Японские тайфуны, солоноватые туманы и китайско-монгольские пыльные бури из Гоби; чеховский кит и загадочная рыба «ивась», о которой писали прозаик Аркадий Гайдар и поэт Павел Васильев и которая покидает нас на десятилетия, чтобы потом вернуться и выручить в трудный год; форштевни, паруса, свинцовые эсминцы, антрацитовые подлодки-«варшавянки». - всё это Владивосток.
Владивосток - город южный по российским меркам, он расположен на одной параллели с Сочи, Неаполем, Грозным. Но это - только по карте. «Широта крымская, долгота колымская» - невесть кто невесть когда определил суть этих мест настолько точно, что короче и ёмче некуда. Во Владивостоке не бывает континентальных морозов, но с нашими ветрами и влажностью даже каких-то минус десяти хватает, чтобы окоченеть заезжему дублёному сибиряку. Зато летом в здешние воды заглядывают теплолюбивые фугу - опасное самурайское лакомство.
***
Вспомним, что говорили о Владивостоке в разное время.
Географ, офицер Николай Пржевальский (исследовал Приморье в 1867-1869 гг.): «Владивосток вытянут на протяжении более версты по северному берегу бухты Золотой Рог, обширной, глубокой, со всех сторон обставленной горами и потому чрезвычайно удобной для стоянки судов. Кроме солдатских казарм., в нём насчитывается около 50 казённых и частных домов да десятка два китайских фанз. Число жителей, кроме китайцев, вместе с войсками простирается до 500 человек».
Писатель Всеволод Крестовский, побывавший во Владивостоке с эскадрой адмирала Степана Лесовского в 1880 году: «.Какие же достопримечательности во Владивостоке? Разве длиннокосые, женоподобные манзы (местные китайцы - В.А.) в синих кофтах на базаре. Или корейцы в белых балахонах, разъезжающие по городу верхом на рыжих коровах. По части грандиозных строительных сооружений вроде доков, набережных, арсеналов и т. п. здесь пока ещё нет ничего; по части монументальной, вроде памятников, дворцов или храмов, тоже ровно ничего, - это всё в будущем. По части красоты природы - есть, говорят, места красивые, но не в городе, а там, за замыкающими его горами, к северу; городские же места если и замечательны по чему-либо, то разве по своим действительно оригинальным кличкам. Так, например, здесь есть «Голопуп», или иначе «Гора безобразия», «Гнилой угол», «Речка Объяснений», «Машкин овраг», «Блокгауз свиданий» и т.п. Общее впечатление, производимое городом. Как бы сказать это. В России бывают города и значительно хуже Владивостока; но нам он понравился не столько сам по себе, сколько потому, что, попав сюда, мы опять попали в Россию, опять увидели всё это так называемое своё, хотя и неприглядное, да всё же родное».
Антон Чехов (побывал во Владивостоке в 1890 году, возвращаясь с каторжного Сахалина) в 1904 году писал Борису Лазаревскому: «Когда я был во Владивостоке, то погода была чудесная, тёплая, несмотря на октябрь, по бухте ходил настоящий кит и плескал хвостищем, впечатление, одним словом, осталось роскошное... Во Владивостоке, в мирное время по крайней мере, живётся не скучно, по-европейски. Если Вы охотник, то сколько разговоров про охоту на тигров! А какая вкусная рыба! Устрицы по всему побережью крупные, вкусные».
Путешественник, офицер, писатель Владимир Арсеньев прибыл сюда в 1900 году и отметил: «Г. Владивосток, находясь на широте Неаполя, имеет среднюю годовую температуру 5°, соответствующую температуре Лофоденских островов у Норвегии».
Писатель Валентин Пикуль в романе «Крейсера» описал Владивосток времён русско-японской войны: «Ярко-синие воды Золотого Рога и Босфора покачивали дремлющие крейсера; под их днищами танцевали стаи креветок, сочных и вкусных, проползали на глубине жирные ленивые камбалы, а сытые крабы шевелили громадными клешнями. Владивосток - край света. Дальше ничего нету».
Знаменитый норвежский полярник Фритьоф Нансен побывал тут в 1913 году: «Вид на город с моря очень красив, вряд ли Владивосток особенно уступит в этом отношении какому-нибудь городу. Расположенный на террасах, он очень напоминает Неаполь. Правда, тут нет на заднем плане Везувия, зато прекрасная гавань и красивые острова. На всех островах, на всех мысах, куда ни обернись, только и видишь укрепления, форты и пушки».
Владивосток времён Гражданской войны изобразил в романе «Последний из удэге» писатель, бывший партизан Александр Фадеев: «На пристани пахло рыбой, мазутом, апельсинами, водорослями, опием. Бухта была забита торговыми, военными, парусными, паровыми судами. Меж ними сновали шлюпки, китайские шампуньки, шаланды. На горах, в Гнилом углу и на Чуркином мысу днём и ночью горели костры, оттаивавшие землю, - отстраивались новые дома, бараки и казармы для войск, госпиталей и пленных. Днём и ночью ледоколы, скрежеща, ломали лёд на бухте, облака чёрного, оранжевого, розового дыма и пара стояли над бухтой. Пристани и вокзалы грохотали от сгружаемого и нагружаемого военного снаряжения. Мощные иностранные суда отчаливали, заваленные сибирской рудой, лесом, рыбой, и сухой, пронзительный морозный ветер из Верхоянска слал им вслед ржавые тучи песка и щебня с гор».
Те же революционные времена в описании поэта Николая Асеева: «Густо вплотную кипел вокруг меня незнакомый быт. Люди в синих длиннополых халатах обтекали меня сплошной массой... Непонятные фрукты и цветы окружали меня толпой. Чёрные поблескивающие сланцем рогожи с трепангами расстилались у моих ног чудовищными пиршествами; розовые гирлянды огромных крабов висели на мачтах джонок. Город рушится лавиной с сопок в океан; город, высвистанный длинными губами тайфунов, вымытый, как кости скелета, сбегающей по его рёбрам водой затяжных дождей.»
Поэт Павел Васильев описал Владивосток 1929 года: «Сладковатый, винный запах разлагающихся на берегу водорослей смешивается с запахом дыма и набухших влажных деревьев. Деревья громоздятся по откосам, карабкаясь за поднимающимися всё выше и выше домами. Над Амурским заливом покачивается тяжёлый и пухлый, как огромная красная медуза, закат. Улица бежит вверх на одну из сопок; если добраться до её конца, можно увидеть широкую полосу моря. Владивосток напоминает. огромный потухающий костёр, груду синих, красных и голубых огней».
Первым действующим лидером страны, посетившим Владивосток, стал Хрущёв. Его приезд 1959 года запомнился владивостокцам лозунгом: «Это будет наш советский Сан-Франциско!». Интересно, что подобное сопоставление сделал ещё в 1923 году в романе «Трест Д. Е. История гибели Европы» Илья Эренбург: «... Что касается Владивостока, то лет через 20 он станет соперником Сан-Франциско».
***
С официальными символами Владивостока - какая-то фатальная неразбериха.
Первый герб у Владивостока появился в 1883 году, когда Александр III утвердил эскиз архитектора Юлия Рего с золотым тигром, башенной короной и якорями. Почти век спустя, в 1971 году, у Владивостокского горисполкома дошли руки до обновления герба в соответствии с изменившимися реалиями. Корону украсили серпом и молотом, внесли ещё несколько поправок (именно этот вариант и сейчас венчает здание мэрии Владивостока). В 1992 году герба лишили сочтённых неактуальными серпа и молота, а тигру художник Геннадий Кунгуров придал более натуральный вид.
В 2001-м от герба оставили лишь центральную часть - тигра на щите. Получилась «кошка, гуляющая сама по себе». Именно этот вариант внесли в Государственный геральдический регистр за номером 984.
Но в 2004 году мэр Владимир Николаев решил вернуть городу исторический герб - с башенной короной, якорями и лентой. Началась неразбериха: дума города в документах использовала один вариант, мэрия - другой; дошло до вмешательства прокуратуры. Появился новый эскиз - со святыми Андреем Первозванным и Георгием Победоносцем.
В 2012 году, однако, дума утвердила герб, близкий к варианту 1992 года, но Геральдический совет России объявил его недействительным.
В итоге было решено вернуться к варианту 2001 года. Потом депутаты гордумы зачем-то опустили тигру хвост. Этот герб c 2015 года значится в геральдическом регистре, но и он устроил далеко не всех. Возмущён выдающийся эколог и тигровед Василий Сол- кин: «Тигра превратили в не уверенного в себе кота с поджатым от страха перед будущим хвостом, который находится в размышлении: не пора ли отсюда валить? Если депутаты, утвердившие опущенный хвост, собираются валить, - это их дело. Но хвост вверх верните!».
В сентябре 2012 года, как раз к саммиту АТЭС, Владивосток обзавёлся флагом. Москву он тоже не устроил, так как был разработан без учёта рекомендаций Геральдического совета. Использование в качестве его основы гюйса ВМФ рассматривается гераль- дистами как узурпация чужой символики. Кроме того, композиция флага должна повторять композицию герба - иного не дано.
Попытки создать гимн Владивостока предпринимались в течение нескольких лет. В 2017-м гимн был официально принят городским парламентом. Не хочется никого обижать, но главная городская песня «Владивосток - город воинской славы», мягко говоря, не бесспорна. Даже сами депутаты городской думы отказались слушать этот гимн при открытии заседаний, проголосовав за то, чтобы начинать свои сессии с другого гимна - государственного.
Есть, пожалуй, только один бесспорный символ города - рододендрон остроконечный, в народе - багульник. Его в 1994 году утвердил и. о. мэра Владимир Гильгенберг по предложению выдающегося ботаника профессора Сигизмунда Харкевича. Саму же идею обзавестись природным символом Владивостоку подбросили гости из Ниигаты.
***
Владивосток развивается не равномерно, а импульсами, которые чередуются с периодами полусна. Толчками могут быть войны, юбилеи...
Главный такой импульс из недавних - саммит АТЭС-2012, сумевший «перезагрузить» постсоветский Владивосток. В ходе подготовки к нему город получил мосты через бухту Золотой Рог, пролив Босфор-Восточный и часть Амурского залива, кампус ДВФУ на Русском, дороги, океанариум, оперный театр, модернизированный аэропорт «Кневичи» в Артёме - сателлите Владивостока.
Предыдущей подобной вехой стало 125-летие города, отмечавшееся в 1985 году. Полистаем старые подшивки и попробуем провести некоторые параллели между днём сегодняшним и событиями 35-летней давности.
Газета «Рыбак Приморья», декабрь 1984 года: на углу Ленинской и 25 Октября начато сооружение подземного перехода. Главный инженер управления капитального строительства горисполкома В.И. Фокин говорит: на этом оживлённом перекрёстке «регулировать движение транспорта и пешеходов почти невозможно». Это он не ведал, что будет твориться на улицах города потом.
Тут же - репортаж со стройки вокзала прибрежных морских сообщений на 36-м причале, который уже в наше время снесли ради возведения скандального недостроя - отеля «хаятт». Начальник участка строительно-монтажного треста ДВМП Г.Р. Соколовский самокритичен: «Строительство мы затянули - завод ЖБИ-2 не поставил в срок перекрытия, а управление «Стройдеталь» - витражи...». Он не знал про «хаятты» и про то, что такое настоящее затягивание строек.
1985 год. Горисполком переименовывает улицу Геологов в Прапорщика Комарова, Электрозаводскую - в Муравьёва-Амурского, Авангардную - в Капитана Шефнера.
Создаётся дом-музей Арсеньева. Горожан, располагающих потенциальными экспонатами, просят откликнуться.
Вводится в строй парк Минного городка, впоследствии разорённый бурей 90-х.
Из репортажей с празднования 125-летия города: «Ленинские слова стали девизом для нашего города, всегда шагающего в ногу со страной». «В день рождения Владивостока на Корабельной набережной состоялось торжественное открытие памятника первооснователям города». «Владивосток сегодняшнего дня - это огромная стройплощадка. Тесно становится Владивостоку. Подпирает он богатырскими плечами два залива. Но Владивосток нашёл выход - он растёт сегодня в высоту.».
Да, пафос, да, наивность - но зато сколько тепла и света!
Стихи местного производства: «Здесь владивостокчанки - Афродиты! - Божественно по улицам идут». Или: «Здесь наш Ильич стоит лицом к рассвету, Пиджак под свежим ветром распахнув».
Население города в 1985 году составило 609 тысяч человек. К пиковому и перевальному 1991 году число горожан дорастёт до 648 тысяч, потом начнёт уменьшаться. Сегодняшние показатели - на уровне 1985 года. Даже чуть меньше. Отсюда по-прежнему уезжают. Может быть, это подспудное влияние порта: корабль не должен стоять на приколе - он живёт, пока ходит по морям. Зато уехавшие из Владивостока навсегда остаются его агентами влияния, среди которых бывших не бывает. Они просят прислать им местного «птичьего молока» или «уссурийского бальзама», но на расстоянии вкус Владивостока выветривается. Город - от Маяка до Шаморы - нужно ощущать физически: глазами, стопами, губами.
«Уходим, уходим, уходим.» - поёт главный музыкант Владивостока Илья Лагутенко. Но он же поёт и: «Мы остаёмся навсегда».
Это мы, местные, можем бесконечно вспоминать про войны мэров и губернаторов, про пересохшие краны, критиковать одностороннее движение в центре или пробки на Второй Речке... Для человека со стороны Владивосток - далёкий, экзотический, прекрасный, романтический порт, где хочется как минимум побывать.
...Журнал «Дальний Восток», июль 1985 года. Мэр Анатолий Головизин пишет о расширении города на север - в район Трудового и Углового, где будет построена ТЭЦ-3, появятся «промышленная зона и жилой массив с населением до четверти миллиона человек». С центром этот район свяжут электрички, скоростной трамвай, а «в ближайшей перспективе - и метро». После 2000 года, пишет Головизин, город шагнёт через Амурский залив в сторону Тавричанки: «Сегодня. обычный портовый катер пересекает залив за 20 минут, а до некоторых улиц на трамвае ехать гораздо дольше. Ну а если трамвай будет морским?». «В самом недалёком будущем, - сообщает Головизин, - предусмотрено построить ещё три фуникулёра на... Ленинской. Улицу Нерчинскую и Партизанский проспект предполагается связать эскалатором. Удлинятся и замкнутся в транспортное кольцо трамвайные пути. Совершенно преобразится долина Первой Речки в своём устье. В принципе уже решён вопрос о переносе отсюда нефтебазы... Раскинется парк на 40 с лишним гектаров, встанет дворец спорта с ледяной ареной... поднимется над бухтой Золотой Рог транспортный мост...»
Вскоре всё или рухнуло, или заморозилось. Настали два депрессивных десятилетия - вплоть до саммита-2012. Метро так и не построили - зато появились мосты. ТЭЦ-3 нет, нефтебаза осталась на месте, долина Первой Речки - жуткий гибрид промзоны и свалки, трамвай почти исчез, как и паромы. Мы где-то продвинулись вперёд - но во многом отстаём от 1985 года. Одно не построили, другое своими же руками уничтожили.
Оставаясь главной базой Тихоокеанского флота, Владивосток стал окном страны в Азию, «контактной зоной», «свободным портом».
В последние годы он явно вошёл в моду: его изобразили на 2000-рублёвой купюре, его снимают в кино, сюда регулярно приезжает Путин на Восточный экономический форум.
Параллельно обострились болезни роста, связанные с высокой автомобилизацией (по этому показателю Владивосток - первый в России), неразвитостью инфраструктуры, бесконтрольной «точечной застройкой», экологическими проблемами: перевалка угля, загрязнение моря, вырубка лесов...
Владивосток продолжает искать себя. Помимо проблем текущего характера, стоит вопрос о его роли для страны и мира.
Ряд дальневосточных учёных считают, что Владивосток должен стать «восточной столицей России» и городом федерального подчинения.
Будем ждать нового импульса, чтобы снова рвануть вперёд.
***
С 1992 года Владивосток открыт - но не для всех. Он похож на айсберг, подводная часть которого в несколько раз больше надводной. Он сродни маленьким городским машинкам вроде Toyota Vitz или Honda Fit, которые внутри оказываются гораздо просторнее, чем кажутся снаружи. Владивосток - загадочная планета, наподобие лемовского Соляриса, которую можно изучать всю жизнь.
Никто точно не знает, как называется житель Владивостока. Филологи говорят - «владивостокец», местные это слово не принимают. Приезжие употребляют «владивостокчанин» - аборигены кривятся. Возможно, у нас что-то вроде кризиса самоидентификации.
Владивосток надо уметь читать между сопок.
Считается, что имя «Владивосток», придуманное Муравьёвым-Амурским, сконструировано по образцу Владикавказа и означает «Владеть Востоком». Но этот генерал-губернаторский неологизм начинён, как брюхо прожорливого большеротого морского бычка, множеством дополнительных смыслов. Владивосток - это исток, восторг. И ещё - «диво». Надёжно запрятанное от чужих случайных глаз в самую сердцевину.
Источник: Календарь дат и событий Приморского края на 2020 год