Книжная графика М. В. Добужинского

Дата 13 августа 2020 г.

145 лет со дня рождения русского живописца, художника театра, книжного графика Мстислава Валериановича Добужинского  (1875–1957)

 Автопортрет

Мстислав Валерианович Добужинский  — один из выдающихся мастеров русской иллюстративной графики, творчество которого заслуживает самого серьезного внимания и изучения. В самом начале его творческой деятельности пристальный наблюдатель и знаток барон Н.Н. Врангель в статье «Мстислав Валерианович Добужинский», опубликованной в журнале «Аполлон» (1911, № 2, с.25-35), предрек художнику большое будущее в области книжной графики. Искусствовед заметил: «Я думаю, что Добужинский мог бы, как никто, иллюстрировать Достоевского» (с.26) и далее: «Добужинский остро ощущает детские прихоти и детскую радость. Я полагаю, вообще, что Добужинский должен бы сделаться рисовальщиком для детских книг, иллюстратором сказок, повестей Гоголя, Достоевского, Тургенева, Ремизова» (с.28)

В это время Добужинский уже много и успешно работает в области прикладной (оформительской) графики: создает обложки для книг Ф.Сологуба, А. Ремизова, М.Ходыревой, журналов («Аполлон», «Музыка»), титульные листы, виньетки, концовки, заставки, выполняет цикл иллюстраций к поэме В.Мазуркевича «Последний посев» (1902 г.), «Станционному смотрителю» (1905 г.) А.С. Пушкина, басням И.А. Крылова (1908-1909 гг.), «Ночному Принцу» С.Ауслендера (1909 г.), «Нолли и Пшик» (1911 г.) Саши Черного, «Казначейше» (1913 г.) М.Ю. Лермонтова. 

После 1917 года художник обращается к иллюстрированию детских книг и классиков. На начало 1920-х годов приходится самый плодотворный период его творчества. Начиная с 1919 года книги с иллюстрациями Добужинского выходят одна за другой: «Новый Плутарх» (1919 г.) М.Кузмина, «Барышня-крестьянка» (1919 г.) и «Скупой рыцарь» (1922 г.) А.С. Пушкина, «Бедная Лиза» (1921 г.) Н.М. Карамзина, «Тупейный художник» (1922 г.) Н.Лескова, «Петербург Достоевского» (1923 г.) Н.П.Анциферова, «Огни св. Доминика» (1923 г.) Е.Замятина.

Титул книги. Андерсен, Ганс Христиан. Свинопас. Сказка. – Петербург – Берлин, Издательство З. И. Гржебина, 1922. – Художник М. В. Добужинский

В этот период художник создает такие шедевры книжной графики, как иллюстрации к сказкам Г.Х.Андерсена «Свинопас» (1922 г.) и К.Чуковского «Бармалей» (книга вышла в 1925 году), повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» (1923 г.). Рисунки к «Белым ночам» - это подлинная классика русской иллюстрации. Они навсегда остаются в памяти. Сливаясь с текстом, дополняют, обогащают его. Над оформлением повести художник работал в 1922 году, когда, по свидетельству его биографа Э. Голлербаха, увлекался особым приемом «граттографией»,суть которого состоит в том, что рисунок делается на грунтованном картоне и все тонкие белые штрихи выцарапывают иглой, достигая этим такой четкости, которая недоступна ни перу, ни кисти. Этим способом выполнены все 8 иллюстраций к повести, кроме того мастером сделаны обложка, титульный лист, 5 заставок и 4 концовки.

 В конце 1924 года Добужинский покидает родину. В эмиграции он продолжает работать как художник книги, но заказов имеет мало. За первые 10 лет им выполнены четыре иллюстративные серии и шесть обложек. Среди заказчиков были и советские издательства. Уже находясь в Париже, Добужинский исполнил 25 иллюстраций и обложку к «Трем толстякам» Ю. Олеши. Книга вышла в 1928 году и на Всероссийском конкурсе 1929 года художнику был присужден диплом.

Самой крупной графической работой Добужинского на протяжении всего зарубежного периода творчества являются рисунки к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин», над которыми он работал несколько лет с 1931 по 1936 год. Книга вышла сначала в лондонском издательстве, затем с некоторыми изменениями - в парижском. В СССР были изданы оба оформительских варианта «Евгения Онегина» в 1947 (представлено в экспозиции) и 1949 годах. Иллюстрации к этому роману — творческая победа художника. Взяв за основу пушкинский рисунок, Добужинский сумел внести в свои иллюстрации внутренний ритм, легкость и непринужденность штриха. Несмотря на то, что рисунки выполнены в различных графических манерах (силуэт, острая перовая линия, граттография), все они внутренне связаны с пушкинской художественной стилистикой быстрого пера (росчерка).

 После переезда Добужинского в Америку в 1939 году, им было создано всего две книги с иллюстрациями: «Левша» (1943 г.) Н. Лескова и «Слово о полку Игореве» (1946 г.) в поэтическом переводе Г. Голохвастова. Обе иллюстративные серии — настоящие шедевры книжной графики.

Мастерство Добужинского-иллюстратора поражает. Сегодня оформленные им книги — библиографическая редкость, несмотря на то, что многие неоднократно переиздавались.