95 лет со дня создания во Владивостоке Тихоокеанской научно-промысловой станции (ТОНС)
(с 1934 г. – Тихоокеанский институт рыбного хозяйства и океанографии (ТИНРО)
ТОНС была организована по решению Дальревкома, на базе Дальнаучрыббюро и Садгородской биологической станции Государственного дальневосточного университета (ГДУ).
Первоначально ТОНС располагалась на полуострове Басаргина, в трёх каменных корпусах, переданных станции в безвозмездное пользование Военным ведомством. Благодаря стараниям и энергии первого директора ТОНС – профессора Ленинградского государственного гидрологического института К.М. Дерюгина (1878–1938) станция была открыта и оборудована в кратчайшие сроки, был принят ее Устав, определены задачи и проведены первые научные исследования. 18 сентября 1925 г. состоялось заседание Ученого совета.
В статье ихтиолога И.Ф. Правдина, одного из первых сотрудников ТОНС, опубликованной в журнале “Природа” № 3 за 1927 г., отмечалось: “Перед новым учреждением стоят задачи научно-прикладного характера: исследования в области техники и экономики пресноводных и морских промыслов; всестороннее изучение водных животных и растений, имеющих промысловое значение; исследования в области восстановления или поддержания естественных запасов промысловых объектов и их искусственного разведения; изучение биологии морских организмов, их взаимоотношений, а также выяснение влияния на них факторов среды; постановка широких проблем, связанных с биологией вод вообще”.
На станции начинали свою работу биологи-исследователи М.Л. Пятаков, И.Г. Закс, Е.С. Зинова, А.Т. Шурин, Г.У. Линдберг, К.А. Гомоюнов, Н.П. Навозов-Лавров, А.И. Амброз, В.Е. Розов, А.П. Веденский, Г.И. Гайл, М.М. Сомов, впоследствии ставшие известными учеными.
О важности открытия ТОНС и большом интересе к ней в научной среде говорит замечание К.М. Дерюгина в опубликованном отчете о проделанной работе: “Тяга на станцию настолько сильна, что даже нынче, в первое лето ее существования, без всяких широковещательных объявлений, приехали научные деятели из Ленинграда, Москвы, Иркутска, Томска, Владивостока, чтобы поработать на станции”.
Быстро развиваясь, ТОНС в 1928 г. была реорганизована в Тихоокеанский институт рыбного хозяйства (ТИРХ). В этом же году вышел в свет первый сборник научных трудов – “Известия ТОНС”.
Проведение крупных морских научных исследований сдерживало отсутствие у института экспедиционного флота. В конце 1929 г. в распоряжение ТИНРО поступает первое научно-исследовательское судно – парусно-моторная шхуна “Росинанте”. Она была приобретена в Америке, по прибытии во Владивосток оснащена необходимыми машинами и приборами специалистами Дальзавода. На ней были установлены глубоководные лебедки, оборудованы лаборатории и каюты для научной группы.
С этой легендарной шхуны начались систематические рыбохозяйственные исследования России на Дальнем Востоке. В 1931 г. шхуна совершила первые две экспедиции в залив Петра Великого. На то время “Росинанте” считалось лучшим научно-исследовательским судном в России.
В 1930 г. ТИРХ переезжает в здание по ул. Ленинской, 20 (здесь институт располагался до 1975 г.). К этому времени в институте работали лаборатории по промысловой ихтиологии, гидробиологии, рыбоводства, технохимическим исследованиям (под руководством Е.Ф. Курнаева и Ю.Н. Ментова), размещалась научная библиотека, был открыт биологический музей, как для работы исследователей, так и для посещений горожанами. Для работы в ТИРХ ежегодно привлекались специалисты из центральных научных учреждений страны. Специалисты института также работали на наблюдательных пунктах на р. Амур, на Камчатке, Сахалине и озере Ханка.
В 1932 г. были созданы отделения ТИРХ на Камчатке и Сахалине, а в 1933 г. – в Хабаровске.
В 1932–1933 гг. проходила совместная экспедиция Государственного гидрологического института, Тихоокеанского института рыбного хозяйства и Тихоокеанского комитета Академии наук СССР, получившая в литературе название “Тихоокеанская комплексная экспедиция 1932–1933 гг.”. Работы проводились на предоставленных рыбной промышленностью тральщиках и “Росинанте”. Общее руководство и руководство гидробиологическими и гидрологическими работами осуществлял К.М. Дерюгин, ихтиологические исследования возглавлял П.Ю. Шмидт. Исследования проводились в Японском, Охотском, Беринговом и Чукотском морях. В экспедиции участвовало около 50 научных работников различных специальностей. Данные, собранные в ходе исследований, значительно изменили прежние представления о рельефе дна дальневосточных морей, их тепловом и газовом балансе, о течениях, солевом режиме и дали новые представления об их биономии, позволив установить систему зон и биоценозов каждого моря. Подобных масштабных морских исследований в тот период не было даже в мировой практике.
В 1934 г. ТИРХ становится Тихоокеанским институтом рыбного хозяйства и океанографии (ТИНРО).
История института неразрывно связана с историей страны. Конечно же, были в жизни ТИНРО и тяжелые времена. В 1930-е гг. ТИНРО не раз подвергалось жестокой критике со стороны партийных и государственных органов. Невыполнение планов рыбодобычи списывалось на неточность научных данных. К тому же рыбохозяйственную науку обвиняли в излишнем “академизме”, не отвечающем потребностям отрасли. Коснулись ТИНРО и репрессии 1930-х гг. Так в 1931 г. был арестован и отстранен от должности второй директор института – А.Н. Державин. К концу 1930-х гг. институт лишился десятка талантливых ученых, впоследствии реабилитированных.
К началу 1940-х гг. многие специалисты покинули Дальний Восток, ослабли связи института с научными учреждениями страны. Несмотря на объективные трудности, к этому времени институт уже имел солидные научные наработки, рыбная отрасль Дальнего Востока набирала обороты. На основе выполненных исследований увеличились объемы добычи сардины иваси, крабов, был создан китобойный промысел. Специалисты ТИНРО были инициаторами авиаразведки рыбы и морского зверя. Совершенствовались способы консервирования рыбы и крабов, изучались методы переработки морских водорослей, разрабатывались стандарты сырья и рыбопродукции. Проводились исследования по совершенствованию орудий лова. Разработки специалистов ТИНРО были востребованы в государственных и кооперативных рыбодобывающих организациях Дальнего Востока, на рыбозаводах, в цехах по производству агар-агара, йода, кормовой муки.
Начало Великой Отечественной войны совпало с внезапным исчезновением сардины иваси, которая к тому времени давала более трети дальневосточного вылова. Ученым ТИНРО предстояло решить непростую задачу: помочь рыбакам удержать на период войны уровень добычи рыбы, достигнутый в 1930-е гг.
Шла переоценка возможностей добычи в прибрежной зоне. В Татарском проливе был осуществлен экспедиционный лов камбалы, в Приморье был организован лов мойвы. Введенный перед войной по заключению института двухлетний запрет на лов краба в заливе Петра Великого обеспечил его изобилие под Владивостоком в самые тяжелые годы.
Кандидат технических наук П.А. Старовойтов, успешно разрешивший в 1935–1936 гг. проблему кошелькового лова сардины, в годы войны организовал освоение техники снюрреводного лова камбалы. Вся перестройка обрабатывающей рыбной промышленности совершалась при оперативном участии доктора технических наук И.В. Кизеветтера (его имя носит в настоящее время одно из научно-исследовательских судов ТИНРО-Центра) – разрабатывались рецептура и технология изготовления концентратов из рыбы, получения и хранения витаминизированного рыбного жира.
Проведение научно-исследовательских работ осложнялось сокращением ассигнования в два с лишним раза по сравнению с мирным временем. На нужды обороны был передан имеющийся в ТИНРО флот. В связи с призывом в армию выбыли практически все ведущие специалисты – за 4 года войны из института на фронт ушло 39 человек. В настоящее время около здания ТИНРО-Центра (пер. Шевченко, 4) находится мемориал в честь сотрудников, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Директором института с октября 1940 по апрель 1947 г. был Д.А. Каневец.
За помощь рыбной промышленности в дни войны были награждены орденами и медалями Советского Союза 60 работников института и его отделений.
В послевоенные годы значительно расширились районы экспедиционных исследований ТИНРО. В 1958–1963 гг. была проведена исторически значимая Беринговоморская научно-промысловая экспедиция, которой руководил П.А. Моисеев. Она работала в составе 12 исследовательских и поисковых судов и завершилась открытием целого ряда новых объектов и районов промысла, научным обоснованием масштабного рыболовства ценных рыб (камбал, палтусов, морских окуней, макрурусов и др.) в Беринговом море и северной части Тихого океана.
В 1959 г. было открыто Магаданское отделение ТИНРО.
В 1960–1970 гг. научно-поисковые экспедиции института работали в Тихом и Индийском океанах, достигая берегов Антарктиды. Именно в эти годы ТИНРО сформировался как крупнейший в стране научный институт. Работы института в области промрыболовства в конце 1960-х – начале 1980-х гг. шли в основном в направлении развития и внедрения методов крупномасштабного тралового промысла. Промысловая гидроакустика как дисциплина также возникла в этот период. Одновременно получили мощный толчок в развитии гидрологические, гидробиологические, технологические исследования. В это время в ТИНРО работали известные ученые-биологи Ю.В. Новиков, В.В. Натаров, Б.Н. Аюшин, А.А. Берзин, А.Г. Кагановский, И.А. Пискунов, М.С. Кун, технологи И.П. Леванидов, В.М. Мясоедова, Л.П. Шмелькова, Л.Я. Эртель и другие.
С середины 1970-х гг. ТИНРО вместе с рыбной отраслью пережили и справились еще с одним очень серьезным испытанием – введением 200-мильных рыболовных зон. Эта международная акция во многом нивелировала результаты исследований института в океане и у берегов других стран. Но накопленный опыт и достижения в познании природы океана и его биоресурсов помогли ученым обосновать переориентацию нашего флота на промысел в российскую зону. Около 5 млн. тонн морепродуктов – максимальный годовой вылов – был получен в 1988 г. именно в наших морях. Большая заслуга в этом В.П. Шунтова, Н.С. Фадеева, А.И. Чигиринского, Л.А. Борца, Е.П. Каредина.
В первой половине 1980-х гг. в ТИНРО сформировалась и была реализована новая научная концепция – экосистемные исследования биоресурсов океана, что до настоящего времени позволяет вести полноценный мониторинг рыбопромысловых запасов и получать необходимые данные для обоснования прогнозов вылова на дальневосточном бассейне. Основателем и руководителем направления является профессор В.П. Шунтов.
Стремительно развивались новые направления отраслевой региональной науки: краткосрочное прогнозирование промысловой обстановки, космические методы изучения океана.
В 1988 г. ТИНРО открывает дельфинарий, в 1991 г. – океанариум.
В 1990-е гг. из-за нехватки финансирования были свернуты некоторые научные направления, сократилось число экспедиций, снизился уровень подготовки научных судов к работе в море. Несмотря на это, в кризисные годы рыбохозяйственная наука на Дальнем Востоке сумела перестроиться и адаптироваться к новым условиям работы.
В 1994 г. открывается Чукотское отделение ТИНРО в Анадыре.
А с 1995 г. в состав института входит эффективно работающее подразделение – База исследовательского флота (БИФ ТИНРО). На судах ТИНРО-Центра в настоящее время ежегодно проводится более тридцати экспедиций.
ТИНРО-Центр является признанным лидером в нашей стране в области разработки и внедрения лечебно-профилактической продукции из морских гидробионтов. Предметом гордости технологов сегодня являются исследования и разработки в области безотходных технологий переработки сырья, в первую очередь, крабов и минтая.
Созданные на протяжении десятилетий технологические исследования успешно развиваются под руководством докторов наук – Т.Н. Слуцкой, А.П. Ярочкина и других.
Время многое меняло в истории ТИНРО. Отделения на Сахалине, Камчатке и в Магадане окрепли и были преобразованы в самостоятельные институты, а ТИНРО – в Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр (ТИНРО-Центр), который осуществляет координацию всех научных исследований, разрабатывает и реализует единую стратегию рыбохозяйственной науки в тихоокеанском бассейне.
В 2000 г. была создана единая дальневосточная рыбохозяйственная научная структура, в которую вошли ТИНРО-Центр с его отделениями (в настоящее время – филиалами), КамчатНИРО, МагаданНИРО, СахНИРО – Ассоциация “Научно-техническое объединение ТИНРО” (НТО “ТИНРО”).
За прошедшие годы в ТИНРО создан уникальный коллектив учёных, способный поддерживать первоклассный уровень выполняемых научных работ, постоянно наращивать свой творческий потенциал. Аспирантура, созданная при ТИНРО еще в 1950 гг., готовит для рыбохозяйственной науки специалистов по 11 направлениям. В ТИНРО-Центре работает совет по защите кандидатских и докторских диссертаций. Ежегодно сотрудники ТИНРО-Центра публикуют до 400 научных статей, монографий и учебных пособий, выступают с докладами на всероссийских и международных конференциях.
ТИНРО-Центр участвует в реализации обязательств России по нескольким межправительственным соглашениям, активно работает во всех международных организациях по рыболовству в северной части Тихого океана. Особенно велика роль ТИНРО-Центра в Северо-Тихоокеанской морской научной организации – ПИКЕС и Комиссии по анадромным рыбам северной части Тихого океана – НПАФК.
Научная деятельность ТИНРО-Центра чрезвычайно многогранна. Она включает в себя: контроль над состоянием запасов промысловых объектов, экологическим равновесием в районах промысла; изучение биологической продуктивности дальневосточных морей и открытых вод Тихого океана; создание биотехнологии разведения и выращивания рыб, беспозвоночных, водорослей; разработку современных орудий и способов лова; совершенствование технологий переработки гидробионтов; изучение пищевой ценности объектов промысла; экологический мониторинг безопасности водных биологических ресурсов и другие научные направления.
ТИНРО-Центр поддерживает более 40 патентов на изобретения и полезные модели, имеет более 50 зарегистрированных товарных знаков.
С 2019 г. институт вместе с другими научно-исследовательскими рыбохозяйственными организациями Росрыболовства в соответствии с Приказом министра сельского хозяйства Н. Патрушева был реорганизован и присоединен к системе ВНИРО в качестве филиала. Однако координация и проведение научно-исследовательских работ по-прежнему является важной частью работы ТИНРО. В новых условиях только увеличилась актуальность научного сотрудничества и обменом мнениями специалистов как с точки зрения изучения водных биоресурсов, так и с с точки зрения научного обеспечения их рационального использования.
Сегодня ТИНРО-Центр является самой крупной рыбохозяйственной научной организацией России. Высок авторитет ТИНРО-Центра в научных и рыбопромысловых кругах мирового сообщества.
Е.В. Китаева