8-10 октября во Владивостоке (Пушкинский театр) время работы ХХI-ой Дальневосточной книжной выставки-ярмарки
Директор ПКПБ им. А. М. Горького Александр Брюханов отвечает на вопросы корреспондента журнала «Окно в АТР». (№46. Августа. 2020).
Журнал: Как отразилась пандемия на деятельности главной библиотеки Приморья? Стало ли больше виртуальных пользователей?
- Нам, как и всему библиотечному миру, пришлось научиться жить в условиях жестких ограничений. Жить по временным правилам обслуживания пользователей. По соблюдению строгих санитарных норм. Жить, отказываясь от наработанных и принятых читателями форматов. Многие проекты перестали работать. И это - самые популярные, собирающие залы. С ними ушло то, что было наработано в течение многих лет: живое общение. То, что давало нам право считать библиотеку Третьим Домом. Третьим. После дома, как такового и твоей работы. Я уже писал об этом в Вашем журнале.
Разумеется, мы не свернули своей деятельности. Сейчас ведь время иных возможностей. Мы общаемся на расстоянии. У нас хороший задел оцифрованных изданий. Вот, смотрите, если в 2019 году нашими электронными ресурсами воспользовались 7952 читателя. То за текущее полугодие - их число выросло до 11726 человек. То же с заходами на сайт. По 2019 году - за полугодие 20876 человек. А по 2020 - 29276 человек.
Да, библиотека не свернула своей деятельности. Но она вынужденно изменила ее. Мы на целых полгода расстались со своим читателем. Мы не видимся. Из-за вируса. Мы боимся общения. Опять – из-за вируса. Вы спросили про ЛитРес. Да, такая услуга нами оказывается. Чтение в удаленном режиме. Читатель предъявляет логин и пароль и погружается в чтение. 979 заходов во время пандемии. Люди не порвали с чтением. Но текст, считанный с монитора, книги не заменит. Вы не прочтете с монитора «Иосифа и его братьев» Томаса Манна. И «В поисках утраченного времени» Пруста не прочтете. И «Божественную комедию» Данте. И нашу «Войну и мир». Ведь это все - не легкое чтение!
А читать нужно. Вплоть до того, что заставлять себя. Без чтения ты все равно, что человек без компьютерного навыка. Я за время пандемии перечитал Данте. Трудное чтение. Но можно прочитать кое- что полегче. Например, то, что историки литературы в противовес Данте называют «Человеческой комедией» - «Декамерон» Дж. Боккаччо. Очень актуальное чтение. По обстоятельствам. 1349 год. Флоренция. Свирепствует чума. Несколько молодых людей покидают зачумленный город, чтобы уединиться в замке и переждать пик эпидемии. Чувствуете, как похоже! Та же «самоизоляция», к которой мы в ХХI веке принуждены «Covid-19». Молодые люди очень полезно проводят время, рассказывая друг другу разные занимательные истории. Главным образом, любовного толка. Из них сложился «Декамерон» - иначе – «Десятиднев». Столько длилась их «самоизоляция»!
Я прочел у какого-то крупного знатока (не у Г. Бояджиева?), что флорентийская чума стала источником вдохновения для Боккаччо. И появился «Декамерон». А Пушкин со своим «Пиром во время чумы»? Правда, это не его идея. Он выступил переводчиком одной драматической поэмы. Она называется «Чумный город». Ее автор – Джон Вильсон. Он описал лондонскую чуму 1665 года.
Пушкин переводил Вильсона в Болдине, отрезанном от двух российских столиц вспышкой холеры. Так что не все так плохо. По устоявшейся традиции и от Covid-19» нужно ждать шедевра. И мы прочтем что-то наподобие:
Как Вам? Все старо в этом мире. «Covid-19» - тоже не новость. Читайте книги. Они приведут в порядок Ваши мысли.
Журнал: Библиотека – это живой организм. Ей постоянно нужна «свежая кровь»- книги. Как идет процесс комплектования «новыми изданиями» в нынешних условиях?
- Процесс комплектования пандемия остановить не могла. Книги издаются, а мы их стараемся заполучить. Завершена работа над списком главной книжной закупки 2020 года – 1257 наименований книг на сумму 1033395,00 рублей.
Заказ выставлен на аукцион. Вот – вот начнутся торги. Приобретена местная статистика. Книги издательства Курс, Эксмо, Альфарет. Может быть, удастся заказать репринтные издания Владимира Клавдиевича Арсеньева, или подшивку газеты «Воля», которую выпускал Борис Дмитриевич Оржих. Его книжный дар в начале 1900-х положил начало формирования фонда нашей библиотеки.
Журнал: В числе Ваших планов – открытие зала краеведческой литературы. Чем вызвана такая необходимость и возможно ли это на существующих площадях?
- На существующих – нет. На существующих мы едва ютимся. А открывать зал нужно. И вызвано это потребностью. Настоятельной. Современный читатель захвачен краеведением. В слове «захвачен» нет никакого преувеличения. То, что выпускает издательство «Русский остров», издательство «Валентин», «Дальиздат», «Дальнаука», Школа педагогики ДВФУ со своим краеведческим альманахом «Дальняя Россiя», ПКПБ им. А. М. Горького, считающая себя издающей организацией. Все востребовано. Все читается. Все спрашивается…
Мы отмечаем всплеск интереса к краеведению. И это - Большой всплеск! Его сегодняшние замеры мы сделаем на ХХI-ой ДВ книжной выставке «Печатный Двор-2020». «Печатный Двор» - это большой праздник краеведческой литературы.
Выставка пройдет 8-10 октября. Место ее проведения – Пушкинский театр. Должна будет пройти. Если не вмешается этот самый вирус. Но мы готовимся, и весь издательский мир тоже готовится. Без «Печатного Двора» нашим «печатникам» скучно. И книги, поступающие на конкурс «Лучшая книга 2020» и на конкурс «Премия им. Матвеевых» - книги замечательные. Жюри придется попотеть – потому что выбирать будет из чего! 500 соискателей! Как Вам эта цифра?..
Журнал: Старейшей библиотеке Приморья в этом году исполнилось 133 года. Как часто вы обращаетесь к своим истокам и что это дает?
- Мы существуем, потому что черпаем из этого источника. В нем – живая вода. Живая и целительная. ПКПБ им. А. М. Горького выпустила 1-й том «Библиотека и время. История библиотеки в архивных документах и публикациях». К нему примыкает следующее издание – «Библиотеки Приморья. Страницы истории». Сборник статей. Далее – «Указатель В. К. Арсеньев. 1872-1930 гг. Два сборника материалов научно- практических конференция – «Краеведение – как источник и ресурс развития современного общества» и «Матвеевы. Две даты. Две жизни. Два мира». В последнем – собрано все, что было приготовлено для III-х Матвеевских чтений. Они прошли в декабре 2018 г. и вызвали большой резонанс.
И еще два культурно-просветительских проекта. Электронных. Первый – «Бессмертный цех» - посвященный труженикам Приморского тыла в годы Великой Отечественной войны и «Спектакли-легенды Приморской сцены». Проект был начат в 2019 году, отмеченном в государственном календаре, как Год театра в РФ. Это видеопроект, включающий 4 спектакля Приморского академического театра драмы им. М. Горького: «Хрустальный ключ» Е. Бондаревой (постановка 1954 г.), «Хлеб» В. Киршона (постановка 1963 г.), М. Горький «Дети солнца» (1982 г.) и чеховский «Иванов», идущий в театре 25-й (!) сезон.
Это все работы, которые дорогого стоят. В них мы, как писала Новелла Матвеева, «вглядываемся дверь туда открыв, где хранится времени архив…»
Журнал: Как отразилась пандемия на книгопечатании в Приморском крае?
- Как отразилась? А как отразилось на Пушкине его «болдинское» заточение. Шучу, но доля истины в этой шутке есть.
Назову два издания. Их вел к читателю какой- то полет вдохновения! «Русский остров» и его учредитель Александр Яковец выпускают «Энциклопедию Победы». О Приморье и приморцах в годы Великой Отечественной войны. Издание капитальное. Мы много чего из него узнаем. Перечислены все воинские части, ушедшие из Приморья на западный фронт. Названы все поименно Герои Советского Союза приморского призыва. Показана работа тыла.
Привлечена широкая источниковая база. Многие документы публикуются впервые. Это же обстоятельство делает уникальной и другую работу, посвященную 75-летию Великой Победы. «Дальний Восток СССР в 1941-1945 гг.»
Эта коллективная монография ученых Института истории, археологии и этнографии народов ДВ ДВО РАН (ответственные редакторы Н.Н. Крадин и Г. А. Ткачева)– первое издание, в котором выявлены общие закономерности и особенности развития самых разных, происходящих на Дальнем Востоке нашей страны процессов: социально- политических, экономических, военно – технических, оборонных. Выявлена готовность дальневосточников обеспечить безопасность восточных рубежей страны.
И та, и другая книги будут представлены на Книжной выставке «Печатный двор-2020». Обе – о нашей истории. Как видим, история не отпускает. Она продолжает обогащать нас и чистым опытом, и чистыми знаниями. Только вот ничему не учит. Вернее, мало чему. Мы, увы, все еще мало восприимчивы. Все еще «ленивы и не любопытны».
Журнал: В своих интервью Вы говорите, что культуру нужно подтягивать к общему высокому уровню. В тоже время Вы позиционируете себя противником импорта культуры из главных культурных центров страны. Потому что есть своя, приморская.
- Поправимся. Я не против культурного обмена. Глупо было бы отрицать его. Но обмена, а не филиальной прописки. Вообще- то, у меня нет ни малейшего желания возвращаться к данной теме. Успокоились и те, кто на эту тему безостановочно говорили. Видимо, выдохлись. Дело – то не движется. Какая-то тупиковая ситуация. Ведь не нужно напоминать о том, что мы миру интересны тем, что создаем сами. А не импортируем то, что создано на нашем Западе. В этом случае, я за «импортозамещение»!
Это же так понятно. Я хочу ходить не в филиал Третьяковки или Эрмитажа. Что я там увижу? Мне привезут Мадонну Литту? Рублева? Нестерова и его «Видение отроку Варфоломею…»
Отнюдь. Никакая страховка не покроет этот визит. Да и Фурцевых – таких министров культуры у нас больше нет. Это она рискнула. Карьерой, партийным билетом. Когда привезла Джоконду в Россию. И присутствие Моны Лизы в нашей стране чуть – чуть изменило нас всех. Как же! Джоконда в Пушкинском! Сам Леонардо да Винчи пожаловал к нам! Такого в расквартированных во Владивостоке филиалах не будет!
Понимая это, я хотел бы приходить в свой выставочный зал, чтобы встретиться, к примеру, с Иваном Рыбачуком. Тот же возрожденческий тип. Та же страсть к краскам. Та же страсть к жизни. Его «рыбачуковское» сфумато…
Кому я расскажу об этом? И главное, куда привести, чтобы показать это «сфумато» гостю Приморья?
Журнал: На Ваш взгляд, какие книги нужно читать молодому человеку, чтобы тот извлек из этого чтения пользу? Стал культурным, образованным?
- Нужно просто читать. Прочитанное формирует отбор и выбор. Чтива не избежать. Но оно ничто рядом с настоящей строкой. В процессе чтения ты это понимаешь. Нужно читать! Читать безостановочно.
Какой другой тут может быть рецепт?
Журнал: На центральной улице города красуется граффити крупнейшего русского поэта ХХ века Осипа Мандельштама и его изречение: «Так давайте же доказывать свою правоту так, чтобы в ответ содрогалась вся цепь причин и следствий от альфы до омеги».. Насколько актуальны, злободневны слова поэта сегодня?
Рядом с Мандельштамом красуется портрет Александра Фадеева и его знаменитое изречение» Как хорошо могли бы жить все люди на свете, если бы они только понимали». Что нам нужно понять, чтобы построить счастливое человеческое общество?»
- Осипу Мандельштаму не была свойственна внятность. Я всегда задавал себе вопрос, когда читал его лирику или прозаические вещи: «С какого языка это переведено?» Тот же «Разговор о Данте»? Прочтите, и вы почувствуете, ощутите, как рвется тут исконно русская литературная традиция. И что на месте разрыва? Не знаю. Специалисты мне так и не объяснили. Отделались какой-то литературоведческой заумью.
А эти его мерзкие пассажи о Чехове? Вот уж действительно, в ответ содрогнешься «всей цепью причин и следствий…»
А Фадеев? Что Фадеев. Оболган, оклеветан… и прекрасен! Как греческий Бог. Сын века! Достойно переживший все его главные события. Не дописавший «Последнего из Удэге» - какая книга могла бы получиться! Я ее недавно перечитал. Гомеров эпос!
И эти его слова: «Как хорошо бы могли жить все люди на свете…». Ведь их говорит не Фадеев, а его героиня из «Молодой гвардии». Если не ошибаюсь, Уля Громова. Святая девочка. В этих словах все просто. И все – правда!
Все истины на поверку оказываются простыми. Александр Александрович Фадеев, доказал это, расплатившись жизнью. Большой человек. Большая жизнь. Светлая ему память…