«Сады осенью» - название фильма Отара Иоселиани и, одновременно, подборки кинолент, которые составят очередную ретроспективу Клуба любителей эксклюзивного кино «Зеркало». Все герои в этой киноподборке переживают возраст осени: возраст подведения итогов, возраст времени, когда нужно «собирать разбросанные камни».
Вообще, имя Отара Иоселиани – советского грузина, живущего во Франции и снимающего западное кино, в подобном ретроспективном списке – полная неожиданность. Его прежние фильмы, снятые в СССР, - «Пастораль», «Листопад», «Жил певчий дрозд» -не что иное, как своеобразная «экранизация» жизненного потока, подробностей национального быта. Другими словами, Иоселиани – это авторские мысли и особый способ их передачи – лирический, исповедальный.
Работая в советской Грузии, Иоселиани снимал слишком специфическое кино. Любопытно, останется ли он верен своей специфике в условиях кинематографа, предпочитающего рассказывать такие же незамысловатые, житейские истории, но в иных, более заразительных формах? Как, например, история, рассказанная Робертом Маллиганом в фильме «В это же время, в следующем году» (США. 1978). Или «Болельщицы со стажем» (фильм Зары Хейс. 2019. Великобритания). Или, наконец, аргентинский «Шедевр» (режиссер Гастон Дюпра. 2018.)
Американцы сняли фильм о многолетних любовных отношениях одной пары. По сути – адюльтера. Потому что и у того, и у другого- семья, дети. Но мораль в этом случае отступает. Отступает перед бережностью, с которой эти невенчанные супруги относятся к своим близким. Перед прелестью и неувядающим очарованием их чувств.
В «Болельщицах со стажем» нас погружают в атмосферу Дома престарелых. Не одного, а сразу нескольких, образовавших такое специфическое местечко для проживания очень возрастных, ну просто очень возрастных, обитателей. Такая вот территория старости. Вернее, возраста осени. Но носители этого возраста не испытывают никаких проблем, с ним связанных. Они его просто не чувствуют. Лужайки этого местечка всегда зелены, а в душах тех, кто прогуливается по ним – цветут и никак не могут отцвести майские одуванчики.
Аргентинский «Шедевр». Фильм о криминальных делах, которыми занимаются люди искусства, прокручивая свои «художественные аферы» в сфере арт-бизнеса. Таков Артуро – утонченный владелец художественной галереи в Буэнос- Айресе, таков его друг живописец Ренцо. Что–то в них есть такое, что заставляет вспомнить персонажей «Фаворитов луны» - фильма Отара Иоселиани, снятого на французские деньги для французских киноснобов. Только в случае с «Шедевром» – никакого кинематографического снобизма.
Наконец, «Сады осенью» Отара Иоселиани, созданный корпоративными усилиями Италии, Франции и России в 2006 году. Герои прежних фильмов этого режиссера – мингрельские крестьяне, виноделы, оркестранты, часовщики. Главный герой на этот раз – оставшийся без своего кабинета и сразу почувствовавший себя как облетевший по осени сад, министр сельского хозяйства..
Итак, сады и их обитатели. Осенью. Лучезарной. Или, наоборот, неприветливой и ненастной.
«Сады осенью», 2006. Италия, Франция, Россия. 115 мин. 16+
Режиссёр: Отар Иоселиани.
В главных ролях: Северен Бланше, Жасинта Жаке, Отар Иоселиани, Лили Лавина, Дени Ламбер, Мишель Пикколи и другие.
Кто бы мог подумать, что министр Венсан окажется на улице? Услуги, оказанные Венсаном нации, весьма значимы. В молодости он был биологом и изобрел незаметное, но эффективное оружие массового уничтожения: генетически модифицированных насекомых — вызывающих судороги блох и ос-убийц. В тридцать лет он уже был членом Академии наук. Чтобы нейтрализовать его талант изобретателя, его назначают министром сельского хозяйства. Он превращается в старого зануду, ему уже за шестьдесят, и он почивает на лаврах.
Естественно, у него есть враги, которые терпеливо роют ему могилу. Всё начинается с хорошо продуманных акций: выкриков, протестов, яростных выступлений, неприкаянных мычащих коров, овец и уток, навоза, разбросанного по бульварам, тракторов...
Ведущая – Ольга Шкленник.