Выставка книжной иллюстрации. Сказки Китая

Проект «Палитра»
15 апреля - 30 мая 17:30 Большой зал

СКАЗКИ КИТАЯ

Выставка иллюстраций к книге «Сказки Китая» в Приморской краевой библиотеке им. А. М. Горького – событие в текущей художественной жизни, которое трудно переоценить. Книгу по большому счету можно считать книгой художника в самом буквальном смысле этого понятия.

Зародившаяся в 18 веке эта разновидность книги, когда художник разрабатывал не только цикл иллюстраций, но и весь комплекс оформления, претерпевала изменения в соответствии с развитием художественных направлений. Широко известны книги, выпущенные при участии Амбуаза Воллара, русские футуристические книги и книги авангарда ХХ века. И конечно современные издания, в которых творчество авторов и возможности издателей поистине не знают границ. Приведем только один пример издательства «Редкая книга из Санкт-Петербурга», издания которой поступают в фонд Эрмитажа.

К нынешней выставке этот краткий экскурс имеет прямое отношение, так как вдохновитель идеи небольшой по формату книги «Сказки Китая» Дмитрий Проскуряков шел тем же путем, что и известные художники – создать уникальное издание, но не собственными усилиями, а вместе с учащимися курсов книжной графики в студии, которую Дмитрий ведет вот уже не первый год.

Каждому был дан литературный источник, прочитанный и переработанный в образ. Лучшие работы вошли в книгу. Благодаря разным техникам, использованным юными художниками, книга приобрела особое очарование, проявившееся в отсутствии жестких рамок, что само по себе явилось приемом. Так, пятно туши с причудливо расплывшимися краями служит отсылом к традиционной китайской живописи гохуа,  линейный рисунок – к стилистике изображений средневековой рукописной китайской книге. А все вместе дает представление о стилистической свободе и разнообразии трактовок образа.

Рассматривать «Сказки Китая» – увлекательное занятие. И не только потому, что интересен ход творческой мысли авторов иллюстраций в данном конкретном случае. Но и потому, что приходят размышления об общем развитии иллюстрации в Приморском крае. В этом отношении Дмитрий Проскуряков в некотором смысле идет по стопам одного из своих педагогов во Владивостокском художественном училище Валентином Степановичем Чеботаревым, которое Дмитрий закончил в 2009 году. По его признанию, В. С. Чеботарев «заразил нас графикой».

Валентин Чеботарев входил в число маститых художников-графиков Дальнего Востока, внесшего большой вклад в развитие книжной иллюстрации. Не меньший вклад он внес в воспитание новых поколений художников-графиков: Валентин Степанович преподавал в училище более пятидесяти лет.  Его отношение к графике передавалось студентам, и многие из студентов шли в книгу – Олег Яхнин, Сергей Черкасов, Виктор Воронцов и др. В советский период отряд книжных графиков Приморском крае был очень состоятельным: художественные, научно-популярные, краеведческие, детские издания профессионально иллюстрировались, участвовали во всероссийском конкурсе искусства книги и получали награды. После 1990-х ситуация критически изменилась. Перестало существовать одно из крупнейших в стране Дальневосточное книжное издательство, книжные графики перешли в другие области искусства. В 2011 году в Приморском государственном музее им. В. К. Арсеньева (ныне Музей истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева) состоялась ретроспективная выставка книжной иллюстрации с участием художников, работавших в советский период и в 1990-х, когда образовывались первые частные издательства. Общая интонация – восторг и грусть от того, что этот материк уплывает в прошлое.

Но пережив сложные времена – времена утраты и трансформации смыслов, появления новых технологий, изменения визуальной культуры, книжная иллюстрация начала развиваться в новых условиях. За последние годы произошел взрыв интереса к книжной иллюстрации: об этом говорят книжные ярмарки в России  и за рубежом, такие как МОРС, ярмарки в Болонье, Шанхае, Лейпциге. В книжную иллюстрацию пришли молодые художники, владеющие технологиями работы на планшетах и принесшие новое дыхание в книжную иллюстрацию. Появились новые разновидности книги, такие, к примеру,  как  «тихая книга» – испытание для поборников текстоцентрической культуры. Примечательно, что участниками дискуссий на эту тему становятся подростки. Это означает, что книга жива. А значит, жива и книжная иллюстрация. Об этом говорит и опыт Приморского края: в области книжной иллюстрации работают Маша Шебеко, Лидия Козьмина, Евгения Галактионова, Анастасия Слонь и другие авторы.

В этой ситуации усилия Дмитрия Проскурякова по воспитанию юных молодых художников, работающих с текстом, со смыслом, знакомство с культурой книжной иллюстрации – это очень большое дело. И абсолютно справедливо этот опыт был отмечен на дальневосточной книжной ярмарке «Печатный двор» в 2020 году.

Выставка дает возможность познакомиться с оригиналами работ, вошедших в книгу.

 

Ольга ЗОТОВА,
кандидат искусствоведения,
старший научный сотрудник
Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева