«Я, ПЬЕР ПАОЛО ПАЗОЛИНИ, автор трудно решаемых кинематографических теорем». «Царь Эдип»

Клуб любителей эксклюзивного кино «Зеркало»
07 июля, Четверг 18:00 Большой зал

Клуб любителей эксклюзивного кино "Зеркало" представляет авторскую программу Александра Брюханова " Я, Пьер Паоло Пазолини, автор трудно решаемых кинематографических теорем".

«Не мир пришел я принести, но меч…» Вот ключ к фильму «Евангелие от Матфея», снятого Пьером Паоло Пазолини. Слова из экранизированной им Библии, которыми этот выдающийся режиссёр мог бы объяснить свой приход в искусство.

Пазолини – поэт, писатель, кинорежиссёр. Непримиримый марксист, гомосексуал и критик церкви. За 53 года жизни он успел отхлестать общественный вкус, влепив ему не одну тысячу пощёчин. Где Пазолини – там нет мира. Там одна сплошная непримиримость. Там одна «моя вызывающая независимость», - любил он повторять. Она дорого обойдётся художнику. Окровавленное тело режиссёра со следами насильственной смерти будет обнаружено 2 ноября 1975 года на одном из пустырей города Остия. В итальянском общественном мнении до сих пор бытует версия о том, что убийство могли совершить итальянские неонацисты, которые при жизни режиссёра неоднократно устраивали провокации во время демонстрации его фильмов.

Сын муссолиниевского офицера и потомственной аристократки всегда шокировал своим крайним радикализмом. «Мы полагаем, что только коммунистическая идеология способна сегодня создать новую культуру», - убеждал Пазолини, будучи не самым дисциплинированным членом Итальянской Коммунистической партии. Но новая коммунистическая культура не спешила раскрывать  Пазолини свои объятья. Ни один из его фильмов, в том числе «Аккатоне» и «Мама Рома» со всенародной итальянской любимицей Анной Маньяни и заложенными в этих картинах пролетарскими идеями, никогда не были показаны в СССР.

«Я не отказываюсь от марксистского анализа», - говорит Пазолини и снимает в духе «дель арто» смешную притчу «Птицы большие и малые» - о религиозном смирении, пасующем перед социальным неравенством. Пазолини умел ненавидеть. Фашизм. Продажность буржуазии. Лицемерие общества, его лживую толерантность. Сегодняшний, переживаемый миром момент, привёл бы его в ярость. Все его фильмы отрицают насилие и власть, которая повелевает человеком, всячески подавляя его сопротивление. Об этом его античный цикл «Царь Эдип» и «Медея». О том, как груба материя жизни, его «Свинарник» и «Теорема». Об этом его фильмы, его стихи, его проза, его публицистика – словом, всё им созданное. Его Евангелие. «Евангелие от Пазолини».

 

«Царь Эдип», 1967. Италия, Марокко. 104 мин.

Режиссёр  Пьер Паоло Пазолини.

В ролях Франко Читти, Сильвана Мангано, Нинетто Даволи, Алида Валли, Кармело Бине.

Экранизация трагедии Софокла. Текст трагедии сохранён. Но узнать древнегреческий миф в переложении Пазолини не так-то просто. У Пазолини история Эдипа начинается в фашистской Италии 1930-х гг., чтобы затем «провалиться» в условное мифологическое время, а потом в финале возвратиться в ХХ век, в Болонью 1960-х.

В этой античной трагедии будет легко узнаваться ХХ век с его фрейдистскими мотивами, эдиповым комплексом влечения к матери, его парадоксальной смеси сакрального и сексуального и обязательной для Пазолини политической составляющей. Ослеплённый и изгнанный Эдип будет играть на флейте русскую революционную песню «Вы жертвою пали…»

Ведущий – Александр Брюханов.