Аки Каурисмяки: Последний романтик финского кино

Клуб любителей эксклюзивного кино «Зеркало»
18 мая - 08 июня 18:00 Большой зал

Гордый финн со славянской душой. Бергман эпохи постмодернизма. Минималист, вернувший звуковому кино чистоту и невинность Великого Немого. Так критика, подчас достаточно субъективно, оценивает творчество и личность Аки Каурисмяки. Сам же он предпочитает называть себя «последним романтиком».

«Последний романтик» успел перепробовать в жизни многое, в том числе освоить профессии мойщика посуды, почтальона, потом стал писать заметки о кино, потом, наконец, снимать его. Снимать так умело, что быстро выдвинулся в «культовые» режиссёры.

Аки Каурисмяки 66 лет, он – плодовитый режиссёр. О том, что он «финский Бергман», может быть, сказано через край, но «финский Фассбиндер» – это как раз то, что мы имеем в случае с Каурисмяки.                                                                                                                    

Гран-при экуменического (христианского) жюри, приз Международной Ассоциации кинокритиков, номинации на Золотую пальмовую ветвь, «Сезар» и «Оскар» – вот далеко не полный перечень заслуг режиссёра. И этого более чем достаточно, чтобы наделить Каурисмяки титулом «культовая фигура финского кинематографа».

Скупость и минимализм – фирменный почерк финского киноклассика. Его актёры, которых он предпочитает снимать из фильма в фильм, способны выразить сотни эмоций одним лишь выражением глаз. Такова незатейливая на первый взгляд Кати Оутинен (за чьим постепенным увяданием мы наблюдаем от фильма к фильму), таков «грустная крыса» (так его описал сам режиссёр) Матти Пеллонпяя, таков, наконец, «человек без прошлого» Маркку Пелтола. Персонажи этих артистов населяют кинематографический мир Аки Каурисмяки – не слишком приветливое место, где последние романтики прожигают свои дни за очередной чашкой кофе или рюмкой финской водки. Они – часть пейзажа этих диковинных окраин, где в противовес бесконечной городской скуке, буднично растёкшейся по фабрикам и кафешкам, течёт своя национальная финская жизнь. Неброская и неприметная, как и положено на европейской окраине, во все глаза  смотрящей на ЕС и мечтающей стать частью агрессивнейшего НАТО, за неимением от природы собственной агрессивности.

Сам Каурисмяки не менее интересен, чем его экранные работы. Интервью с ним пропитаны иронией и желчным сарказмом. Свои фильмы он считает неуспешными и бестолковыми и пожимает плечами, когда принимает очередной фестивальный приз.. Кажется, он с большей охотой погрузился бы в общественную жизнь, ходил бы на митинги или протесты, определившись в своей позиции по горячим политическим вопросам, но вместо этого снимает кино, к которому испытывает искреннюю любовь. «Я скромен. Всё, чего я хочу – изменить мир».

Если, в силу его неброскости, вы прошли мимо финского кинематографа, мы хотели бы неназойливо посоветовать вам наверстать упущенное. знайте – сейчас самое время это сделать. Аки Каурисмяки – как раз тот случай, когда следует задержаться и приобрести билет в кинотеатр, где демонстрируется его кино. Такое неэффектное. Маловыразительное, на первый взгляд. Сдержанное. Очень напоминающее финский пейзаж. Скучноватый и скуповатый на краски, но почему-то трогательный до умиления.

В нашу киноподборку мы включили четыре работы финского мастера. Они такие, какими мы попытались вам их сейчас описать.

18 мая 2023 г., четверг, 18:00

Фильм «Девушка со спичечной фабрики». 1990, Финляндия, Швеция. 69 мин.
В ролях: Кати Оутинен, Элина Сало, Эско Никкари, Веса Вьерикко и другие.

Некрасивая Ирис работает на конвейере на спичечной фабрике. Все деньги она отдаёт матери и отчиму, и её единственным развлечением является местная дискотека, где она, увы, никогда не пользуется успехом у мужчин. Тогда она делает попытку хотя бы как-то выделиться. Покупает обращающее на себя внимание розовое платье, знакомится с мужчиной, проводит с ним ночь, чтобы на утро проснуться брошенной и несчастной, ещё и потому, что в скором времени поймет, что она – беременна. И что ей теперь не избежать презрения и унижений. И тогда Ирис собирается с силами, чтобы начать мстить своим обидчикам.

  • Берлинский кинофестиваль, 1990 год. Победитель: Премия международного евангелического жюри (программа «Форум»), Премия Международной Католической организации в области кино – почётное упоминание (программа «Форум»)

25 мая 2023 г., четверг, 18:00

Фильм «Береги свою косынку, Татьяна». 1993, Финляндия, Германия. 62 мин.
В ролях: Кати Оутинен, Матти Пеллонпяя, Кирси Тиккилайнен, Мато Валтонен и другие.

Два приятеля Рейно и Валто отправляются в выходной в путешествие по южной Финляндии на машине «Волга». Рейно, механик, любит бренди, Валто обожает кофе, мечтает расслабиться и освободиться, наконец, от одуряющей опеки своей властной матушки. По дороге друзья встречают эстонку Татьяну и Клавдию, девушку из Казахстана. Языковый барьер, новизна эмоций и ощущений поначалу затрудняют их общение. Молодые люди совершенно теряются в новой обстановке, но предпочитают всё же освоиться в ней.

1 июня 2023 г., четверг, 18:00

Фильм «Юха». 1999, Финляндия, Германия, Франция. 78 мин.
В ролях: Сакари Куосманен, Кати Оутинен, Андре Вильм, Маркку Пелтола, Элина Сало и другие.

Юха и Мари живут на милом хуторке. Растят капусту, торгуют ею на местном рынке. После удачного дня Юха предпочитает выпить кружку пива, а Мари съесть порцию мороженого. Супруги катаются на мотоцикле, живут, как им кажется, вполне счастливой жизнью, пока случай не заносит в их мирную глушь коварного обольстителя Шемейку.

Шемейка увозит Мари в город, обещая девушке нескучную жизнь. Однако столичные огни оказались призрачными. Наивную пейзанку ждёт публичный дом и тяжкие испытания. Исстрадавшийся, но не помнящий зла Юха бросает всё и отправляется вызволять свою заблудшую супругу.

  • Берлинский кинофестиваль, 1999 год, Победитель: Приз Европейской конфедерации художественного кино – почётное упоминание (программа «Форум»)

8 июня 2023 г., четверг, 18:00

Фильм «Человек без прошлого». 2002, Финляндия, Германия, Франция. 97 мин.
В ролях: Маркку Пелтола, Кати Оутинен, Юхани Ниемеля, Кайя Пакаринен, Сакари Куосманен и другие.

Всё в этом фильме похоже на чистый вымысел. Итак. Безработный мужчина, обитатель финской провинции, едет в Хельсинки с единственной надеждой – найти работу. Но не успевает он сойти с поезда на вокзале, как тут же его жестоко избивают местные хулиганами. Забивают почти до смерти. Героя доставляют в больницу, где он умирает. Умирает, чтобы тут же воскреснуть. Полностью потеряв память, он напрочь забывает своё прошлое, чтобы получить от судьбы новый шанс. Этот шанс – встреча с Ирмой, женщиной в форме офицера Армии спасения...

  • Оскар, 2003 год, Номинации: Лучший фильм на иностранном языке — «Финляндия»
  • Сезар, 2003 год, Номинации: Лучший фильм Евросоюза
  • Каннский кинофестиваль, 2002 год, Победитель: Гран-при жюри, Серебряная премия за лучшую женскую роль (Кати Оутинен), Приз экуменического (христианского) жюри