Знакомая фраза. Ее произносят в знаменитом фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года». С поправкой на фамилию главного героя – Гусев. Фильм о людях науки. Даже не так. Фильм о мире современной мысли. Научной и философской. О ее высоте. Ее напряжении. Подчас – опасном. Несовместимом с жизнью, как реактивное излучение за 30 мкР/час, когда в организме начинается распад клеток.
У Владимира Скуйбина, автора знакового для второй половины 50-тых гг. прошлого века фильма «Жестокость», была обнаружена редкая, неизлечимая форма болезни, приводящая к атрофии всех мышц. Она была обнаружена у него во время съемок самого первого его фильма «На графских развалинах». Ему сказали, что он приговорен. Что проживет он максимум два года. Так же, как смертельно больной физик-атомщик Дмитрий Гусев в «Девяти днях одного года». Герой, которого Алексей Баталов буквально скопировал с Владимира Скуйбина.
Преодолевая недуг, Владимир Скуйбин снимет еще три фильма. Он «отобьет» у смерти не два, а шесть лет. «Он снимает, и это способ победить смертельную болезнь», – говорили о нем коллеги. Скуйбин снимет «Жестокость», «Чудотворную» и «Суд»- трилогию «морального беспокойства», как назвали бы этот триптих современные исследователи кино. Над своей последней картиной – «Суд» он работал полностью обездвиженным. Процессом съемок руководила его жена Нина Скуйбина, главный редактор студии «Мосфильм» и сокурсница – Аида Манасарова.
«Никто в мире и ничем не мог облегчить состояние Скуйбина. Когда он ставил «Суд» -картину о совести человека, то я не преувеличу, если скажу, что работа над этим фильмом была подвигом, не меньшим, чем подвиг Николая Островского», - скажет потрясенный Михаил Ромм.
Скуйбин был красив. Щеголь. Интеллектуал. Знаток искусства. Всегда галантен и, как говорят сегодня, «презентабелен» Его отличала какая-то всегдашняя сосредоточенность, постоянно работающая мысль. «Надо успеть. Надо успеть. Надо…».
«На какое-то мгновение, – описывал его «великан» отечественного кино Борис Андреев, сыгравший у Скуйбина одну из лучших своих ролей – перевербованного угрозыском бандита Лазаря Баукина в фильме «Жестокость», – в глазах у Володи появляется какой-то игривый огонек. Идет снег. Скуйбин лепит из него комочек (тогда еще мог) и просто, как само собой разумеющееся, говорит мне: Я скоро умру, с азартом запуская снежок в занесенную вчерашней метелью березу».
Больше сил ни на что не оставалось. Они закончатся у него в 34 года.
Демонстрация фильмов Владимира Скуйбина «На графских развалинах», «Жестокость», «Чудотворная» и «Суд» сопровождается показом игровых короткометражных фильмов, снятых приблизительно в те же годы, что и работы Владимира Скуйбина: «Спокойный день в конце войны», «В пути», «Венский лес» и «Убить человека».
8 февраля, четверг 18.00 «Жестокость»
15 февраля, четверг 18.00 «На графских развалинах»
22 февраля, четверг 18.00 «Чудотворная»
Экранизация повести Владимира Тендрякова. Фильм Владимира Скуйбина. Мосфильм. 1960. 80 мин. В ролях: Володя Васильев, Нина Меньшикова, Антонина Павлычева, Клавдия Половикова, Владимир Покровский, Петр Савин, Иван Рыжов, Станислав чекан, Виктор Авдюшко, Елена Максимова и др.
29 февраля, четверг 18.00 «Суд»
Экранизация повести Владимира Тендрякова. Фильм Владимира Скуйбина. Мосфильм. 1962. 75 мин. В ролях Николай Крючков, Олег Жаков, Виктор Кольцов, Павел Волков, Анатолий Чемодуров, Валентина Телегина и др.
Трое охотятся на медведя. Старый многоопытный охотник Семен Тетерин, начальник развернувшегося в лесу строительства Дудырев и местный фельдшер Митягин. Они сошлись почти случайно: Дудырев пошел на медведя ради спортивного интереса, а Митягин напросился просто из любопытства. Один эпизод охоты, начавшийся погоней за медведем по лесной чащобе и закончившийся в сумерках двумя, одновременно прозвучавшими выстрелами. Стреляли Дудырев и Митягин. Одна пуля уложила медведя. Другая – оборвала человеческую жизнь...
В программу киновечера включены два игровых короткометражных фильма «Убить человека» (1960) и «Венский лес» (1962).