ЕСЛИ БЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО СОСТОЯЛО ИЗ СКУЙБИНЫХ

Клуб любителей эксклюзивного кино «Зеркало»
08 февраля - 29 февраля 18:00 Большой зал

Знакомая фраза. Ее произносят в знаменитом фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года». С поправкой на фамилию главного героя – Гусев. Фильм о людях науки. Даже не так. Фильм о мире современной мысли. Научной и философской. О ее высоте. Ее напряжении. Подчас – опасном. Несовместимом с жизнью, как реактивное излучение за 30 мкР/час, когда в организме начинается распад клеток.

У Владимира Скуйбина, автора знакового для второй половины 50-тых гг. прошлого века фильма «Жестокость», была обнаружена редкая, неизлечимая форма болезни, приводящая к атрофии всех мышц. Она была обнаружена у него во время съемок самого первого его фильма «На графских развалинах». Ему сказали, что он приговорен. Что проживет он максимум два года. Так же, как смертельно больной физик-атомщик Дмитрий Гусев в «Девяти днях одного года». Герой, которого Алексей Баталов буквально скопировал с Владимира Скуйбина.

Преодолевая недуг, Владимир Скуйбин снимет еще три фильма. Он «отобьет» у смерти не два, а шесть лет. «Он снимает, и это способ победить смертельную болезнь», – говорили о нем коллеги. Скуйбин снимет «Жестокость», «Чудотворную» и «Суд»- трилогию «морального беспокойства», как назвали бы этот триптих современные исследователи кино. Над своей последней картиной – «Суд» он работал полностью обездвиженным. Процессом съемок руководила его жена Нина Скуйбина, главный редактор студии «Мосфильм» и сокурсница – Аида Манасарова.

«Никто в мире и ничем не мог облегчить состояние Скуйбина. Когда он ставил «Суд» -картину о совести человека, то я не преувеличу, если скажу, что работа над этим фильмом была подвигом, не меньшим, чем подвиг Николая Островского», - скажет потрясенный Михаил Ромм.

Скуйбин был красив. Щеголь. Интеллектуал. Знаток искусства. Всегда галантен и, как говорят сегодня, «презентабелен» Его отличала какая-то всегдашняя сосредоточенность, постоянно работающая мысль. «Надо успеть. Надо успеть. Надо…».

«На какое-то мгновение, – описывал его «великан» отечественного кино Борис Андреев, сыгравший у Скуйбина одну из лучших своих ролей – перевербованного угрозыском бандита Лазаря Баукина в фильме «Жестокость», – в глазах у Володи появляется какой-то игривый огонек. Идет снег. Скуйбин лепит из него комочек (тогда еще мог) и просто, как само собой разумеющееся, говорит мне: Я скоро умру, с азартом запуская снежок в занесенную вчерашней метелью березу».

Больше сил ни на что не оставалось. Они закончатся у него в 34 года.

Демонстрация фильмов Владимира Скуйбина «На графских развалинах», «Жестокость», «Чудотворная» и «Суд» сопровождается показом игровых короткометражных фильмов, снятых приблизительно в те же годы, что и работы Владимира Скуйбина: «Спокойный день в конце войны», «В пути», «Венский лес» и «Убить человека».

 

8 февраля, четверг 18.00 «Жестокость»

Экранизация повести Павла Нилина. Фильм Владимира Скуйбина. Мосфильм. 1959. 92 мин. В ролях Георгий Юматов, Борис Андреев, Николай Крючков, Александр Суснин, Маргарита Жигунова- Лиепа, Владимир Андреев, Николай Погодин и др.
 
Сибирь. Начало 20-тых…Ликвидирована банда отпетого белогвардейца Воронцова, именующего себя «императором всея тайги». Воронцову удается скрыться. Но «добычей» сотрудников угрозыска становится не меньший, чем Воронцов, авторитет, его подручный Лазарь Баукин. Вот его «перевербовкой» и          занимается молодой сотрудник угрозыска Венька Малышев. Идеалист, верящий в правоту победившей Революции и убежденный в том, что революционная истина – должна быть «чистой, как родник». Он не собирается «ломать» Баукина. У Малышева свой подход. Свой метод.
Тогда почему вынесенная в название – жестокость?..
 
В программу киновечера включена документальная видеолента «Владимир Скуйбин. Жизнь как подвиг».

 

15 февраля, четверг 18.00 «На графских развалинах»

Экранизация повести Аркадия Гайдара. Фильм Владимира Скуйбина. Мосфильм. 1958. 67 мин. В ролях Владимир Сошальский, Борис Новиков, Георгий Гумилевский, Владимир Трошин, Инна Федорова, Толя Новиков, Валя Ерофеев, Сеня Морозов.
 
Юг России. Первые годы Советской власти. Толя Дергач, потерявший своих родителей, прибивается к банде, разыскивающих клад, спрятанный в развалинах старого графского имения. Поисками занимается молодой граф, у которого есть примерная схема сада, в котором зарыт клад, но нет точного места его нахождения.
Дергач сбегает от бандитов, и теперь ему приходится прятаться от них, потому что он знает о кладе, знает о тайнике в саду и еще кое- что, что грозит опасностью молодому графу, предводителю шайки.
Новые друзья Дергача – деревенские парнишки Валька и Яшка – укрывают его в подвале графской усадьбы и обдумывают план, как можно помешать преступникам завладеть хранящимися в тайнике сокровищами.
 
В программу киновечера включен игровой короткометражный фильм «Спокойный день в конце войны» -дипломная работа выпускника режиссерского факультета ВГИКа Никиты Михалкова. (1970).  

 

22 февраля, четверг 18.00 «Чудотворная»

Экранизация повести Владимира Тендрякова. Фильм Владимира   Скуйбина. Мосфильм. 1960. 80 мин. В ролях: Володя Васильев, Нина Меньшикова, Антонина Павлычева, Клавдия Половикова, Владимир Покровский, Петр Савин, Иван Рыжов, Станислав чекан, Виктор Авдюшко, Елена Максимова и др.

Сельский школьник Родька Гуляев, мальчишка, растущий в неполной семье, под приглядом матери и верующей бабки, находит в тайнике у заброшенной церкви древнюю потемневшую икону Спасителя. Бабка Авдотья тут же распускает слух, что икона – чудотворная, а нашедший ее внук – святой, раз именно ему в руки она попала.
Найденная религиозная реликвия круто меняет не только жизнь Родьки и его семьи, но и всей деревни. Деревня тут же превращается в два воюющих между собой клана. Один клан объявляет мальчика пророком. Другой- стыдит его за насильно надетый на него бабкой нательный крестик, отбивая его от местного духовенства и агрессии религиозных активистов.
Фильм снимался в период широкой заявленной в хрущевскую эпоху антирелигиозной компании. Но рассматривать его как воинственно- атеистический нам мешает подробная и глубокая разработка народных характеров. Там герои спорят, а не устраивают жесточайшие гонения на православную церковь, с чем мы повсеместно сталкивается сегодня.
 
В программу киновечера включен игровой короткометражный фильм «В пути».1961 г. Режиссер Мэри Анджапаридзе.   

 

29 февраля, четверг 18.00 «Суд»

Экранизация повести Владимира Тендрякова. Фильм Владимира Скуйбина. Мосфильм. 1962.  75 мин.  В ролях Николай Крючков, Олег Жаков, Виктор Кольцов, Павел Волков, Анатолий Чемодуров, Валентина Телегина и др.

Трое охотятся на медведя. Старый многоопытный охотник Семен Тетерин, начальник развернувшегося в лесу строительства Дудырев и местный фельдшер Митягин. Они сошлись почти случайно: Дудырев пошел на медведя ради спортивного интереса, а Митягин напросился просто из любопытства. Один эпизод охоты, начавшийся погоней за медведем по лесной чащобе и закончившийся в сумерках двумя, одновременно прозвучавшими выстрелами. Стреляли Дудырев и Митягин. Одна пуля уложила медведя. Другая – оборвала человеческую жизнь...

В программу киновечера включены два игровых короткометражных фильма «Убить человека» (1960) и «Венский лес» (1962).