В поисках нового гуманизма

27 марта, Вторник 19:00 Зал периодики

лекция-дискуссия

В изменении представлений о человеке можно проследить три этапа – классический (он охватывает период от античности до нового времени), модернистский и постмодернистский. Преобладающее отношение к человеку в классическую эпоху можно охарактеризовать как антропологическое: оно состоит в попытке понять человеческую природу (как логос) и воспитать человека так, чтобы в нём осуществилось всё лучшее из его природных свойств. Эпоха модерна или нового времени также исходит из представления об устойчивой природе человека и стремится к выявлению и реализации в человеке его лучших природных задатков.

Однако возникновение в новое время современной науки и техники всё более придаёт этому стремлению характер технически осуществимого проекта. Подобного рода проектирование достигает особого размаха в ХХ веке, выражаясь в попытках построения нового общества и создания нового человека. В последние десятилетия можно наблюдать распространение небывалого и до сих пор не до конца объяснённого культурного явления, получившего название «постмодерн», «эпоха после нового времени».

Особенность постмодерна состоит в отказе от представления о постоянной, устойчивой природе человека: человек понимается, скорее, как агрегат самых разнообразных способностей и свойств, раскрытие и умножение которых предоставляет ему необычайные и всё возрастающие возможности в самых разных областях жизни.

С целью «извлечения» из человека всё новых и новых возможностей могут быть эффективно использованы современные технологии – начиная от бионики и генной инженерии и заканчивая психофармацевтикой и виртуальной реальностью.

Речь уже не идёт о познании человека, главное – приобретение всё нового опыта и преодоление всё новых его границ. Подобного рода антропотехника, конструирование человека с заданными свойствами поддерживается многими представителями гуманитарных наук и деятелями современного искусства.

Распространяются подобные взгляды и в сфере образования. Между тем, не похоже, чтобы человек, взятый в оборот антропотехникой, становился более полноценной личностью, нежели человек предшествующих эпох. Это побуждает ставить вопрос о возвращении к антропологии, о создании нового гуманизма, который сохранил бы прежнее представление о природе и достоинстве человека, но сумел бы ответить на новые вызовы, отдавая должное уникальности каждой отдельной личности начиная со школьной скамьи.

Ведущий : Андрей Владимирович Поповкин, руководитель научно-образовательного центра Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН.