«Мы смотрим много фильмов, но кино видим мало»

Клуб любителей эксклюзивного кино «Зеркало»
10 мая - 17 мая 18:00 Большой зал

Кино делается во все времена: кинематографические и не очень. Кинематографические – это когда снимает Феллини и апологеты французской «новой волны» - Годар, Трюффо и Рене. Не кинематографические – это когда мы теряем Шукшина, когда молчит Хуциев и вынужден снимать за рубежом Тарковский. Лидер «левого» французского кино Жан Люк Годар не без сарказма заметил: «Мы смотрим много фильмов, но кино видим мало».

Настоящего кино всегда мало. Вот, скажем, снимал свой шедевр «Андрей Рублёв» Андрей Тарковский, а тут же по соседству работал Юрий Егоров. У него – «Добровольцы», «Простая история», «Командировка». Кино добротное. Но не «фестивальное». Годару бы не понравилось: потому что сюжетное, актёрское. Одна Мордюкова в «Простой истории» чего стоит! Но Егоров может снимать и другое кино. Авангардно, этюдным методом, «под репортаж», в стиле «современный модерн». Так получился у него «Не самый удачный день» по прозе Юлиана Семёнова. И вопрос – какое кино снимать, настоящее или «не очень» - остаётся открытым.

Фильмы Михаила Калика – тому подтверждение. Он умеет снимать и настоящее (с точки зрения киноснобов) и «ненастоящее» (с точки зрения любителей «простого» кино). Михаил Калик увлечён кинематографом лирическим, метафорическим, исповедальным. Вспомним его работы «Колыбельная», «Человек идёт за солнцем», «До свидания, мальчики» и, разумеется, запрещённый к показу в СССР фильм «Любить.

Не будем играть словами – кино настоящее, кино ненастоящее. Есть кино «в потоке». «Потоке» жизни. А жизнь у всех разная. У кого-то она сложная. У кого-то не очень. А время, о котором мы ведём речь, - середина 60-х. Вроде бы такое тёплое, всё ещё оттепельное. Оно требует от художника только одного – быть равным ему и быть равным самому себе. И в замысле простом и незатейливом, как экранизация романа Даниила Гранина «После свадьбы». И в проекте, рассчитанном на более сложное восприятие, как, к примеру, фильм о молодой науке «Улица Ньютона, дом один».

Разное кино. Единственное, что его объединяет - возраст его героев. Их молодость – это мир 60-х. Его тревоги и надежды - их отражение в чёрно-белой поэтике кадра, снятого в том счастливом состоянии, когда творчество и его возможности кажутся тебе безграничными, как жизнь и любовь, как любовь и жизнь.

 26 апреля 2018 г., четверг, 18:00

«Любить». (1968). Молдова-фильм. Киностудия им. Горького. 73 минуты. Режиссёр Михаил Калик.

В ролях: Лев Круглый, Светлана Светличная, Алиса Фрейндлих, Сергей Гурзо-мл., Алексей Эйбоженко. Марианна Вертинская и др.

«В момент влюблённости человек переживает Бога». Согласится ли с этим утверждением священник Александр Мень, который принимает участие в фильме «Любить»?

«Любить» - четыре новеллы о любви, положенные на кинохронику и музыку Микаэла Таривердиева. Несмотря на участие А. Меня, слов христианского учения о браке зритель так и не услышит. Фильм будет запрещён к показу в СССР. Его амнистия состоится только в 1992 году.

03 мая 2018 г., четверг, 18:00

 «После свадьбы». (1962). Киностудия «Ленфильм». Экранизация романа Даниила Гранина. 95 минут. Режиссёр Михаил Ершов.

В ролях: Станислав Хитров, Наталья Кустинская, Алевтина Константинова, Павел Кашлаков, Юрий Соловьев, Борис Аракелов и др.

Игорь и Тоня – хрестоматийные молодожёны. Они влюблены и счастливы. Но повод поступиться личным счастьем быстро находится. Комсомол посылает Игоря, молодого и перспективного изобретателя, на работу в деревню. Командировка – длительная, и его молодая супруга должна отправиться вместе с ним.

Для Тони принятие этого решения – серьёзнейшее испытание, к которому она не готова. Ей кажется, что тяготы деревенской жизни, её неустроенность станут серьёзной помехой для их молодой, ещё неокрепшей семьи.

10 мая 2018 г., четверг, 18:00

«Не самый удачный день». (1966). Киностудия им. Горького. Экранизация повести Юлиана Семёнова «Дунечка и Никита». 91 минута. Режиссёр Юрий Егоров.

В ролях: Никита Михалков, Дунечка Семёнова, Светлана Светличная, Владимир Заманский, Ольга Гобзева, Игорь Кваша, Игорь Ясулович и др.

Героя Никиты Михалкова зовут Никита Степанов. Он вынужден приглядывать за своей племянницей, маленькой Дунечкой, пока её родители разводятся. Всё для Никиты некстати. И народный суд, и обуза – Дунечка, и экзамены в театральном институте, и запись на радио, и в отношениях с подругой Аней тоже нужно разобраться. И этот развод… Ему дороги оба разводящиеся - сестра и её муж - хороший человек и талантливый писатель.

Почему так непросто ищутся человеком эти пути – друг к другу, к взаимопониманию и к счастью?

17 мая 2018 г., четверг, 18:00

«Улица Ньютона, дом один».(1963). Киностудия «Ленфильм». Экранизация пьесы Эдварда Радзинского «Вам, 22-летние старики». 93 минуты. Режиссёр Теодор Вульфевич.

В ролях: Юрий Ильенко, Лариса Кадочникова, Евгений Фридман, Николай Крюков, Евгений Агафонов, Борис Горшенин и др.

«Массы элементарных частиц и пятая координата» - так называется научная работа студентов-физиков Тима Севернева и Володи Гольцова. Работа эта открывает перед молодыми людьми замечательные перспективы, а перед зрителями – новый раздел в популярной в те годы теме – физики и их право считаться главными людьми ХХ столетия.

Но перед самым отъездом домой на каникулы Тим обнаруживает ошибку в расчётах. Спеша на поезд. Он просит своего друга отложить сообщение об открытии и публикацию  в научном журнале. Но Владимир из корыстных соображений решает всё оставить как есть. Тогда Тим срывает чтение доклада, со скандалом бросает университет и. с мыслью навсегда завязать с миром «элементарных частиц и пятых координат», уезжает на родину, в рыбачий посёлок Тюлений.  

Ведущий Александр Брюханов.