Обходя неореализм. Минуя "Новую волну"

Клуб любителей эксклюзивного кино «Зеркало»
05 июля, Четверг 18:00 Большой зал

Кинематограф, как это принято считать, предъявляет обществу зеркало. Мы разглядываем в нем самих себя, нашу жизнь и время, в которое наша жизнь протекает.

Время реальное. И время кинематографическое. В кино, к примеру, было время итальянского неореализма. И время французской «Новой волны». Это были крупнейшие художественные явления мировой культуры!

Суть итальянского неореализма заключалась в том, что снятые в этом жанре фильмы были просты, безыскусны, максимально приближены к жизни. Неореализм – это Росселини, Висконти, де Сантес, де Сика и лицо Анны Маньяни, ставшее символом «Нового итальянского кино».

Французская «Новая волна» - это бунт молодых, пожелавших свергнуть с пьедестала отцовский кинематограф. Время Французской «Новой волны» было коротко: 1959- 1962 гг. Но ее апологеты Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо и Клод Шаброль молниеносно изменили мир французского кинематографа. Фильмы Французской «Новой волны» показывали повседневность, переработанную в очень личном стиле. Лицом этой повседневности стало лицо Жана – Поля Бельмондо. Казалось, что итальянский неореализм и французская «Новая волна» победили весь остальной кинематограф.

Но это не так. И в Италии, и во Франции продолжали работать кинорежиссеры, снимавшие так называемое «традиционное кино». Что-то среднее. Не совсем неореализм и не совсем Французскую «Новую волну». Что-то, что было рядом. Таковы фильмы Дино Ризи и Алена Кавалье.

 Дино Ризи – один из создателей  жанра «комедии по-итальянски». Жанра, в котором комическое переплетается с трагическим, смешное с серьезным. В начале 60-х «комедия по- итальянски»  теснила в сознании зрителей фильмы Феллини, Висконти, Антониони. Пьетро Джерми, Витторио де Сика и Дино Ризи успешно конкурировали с ними. Вот «негромкие шедевры» тех лет: «Бедные, но красивые», «Трудная жизнь», «Обгон» - все  фильмы Дино Ризи, реалистически показавшие широчайшую панораму итальянской жизни.

То же впечатление производят фильмы Алена Кавалье, который прославился своими политическими триллерами, вызвавшими гнев цензуры и осторожный прием у зрителей, и без того утомленных политическими эскападами Жана-Люка Годара. Фильмы Алена Кавалье несли в себе отраженный свет Французской «Новой волны» - не более. Как и фильмы Дино Ризи с их условной принадлежностью к итальянскому неореализму.

5 июля. 18:00 Любовь в Риме. Фильм Дино Ризи. Италия, Франция, Германия. 1960. 107 м.

В ролях: Питер Болдуин, Милен Демонжо, Эльза Мартинелли, Клаудио Гора, Умберто Орсини.

Ночной Рим подарил молодому и уже пресыщенному жизнью писателю Марчелло Кенни встречу с начинающей  актрисой  Анной. Марчелло очарован ее красотой и ее легким характером. Настолько легким, что у Марчелло закрадывается мысль, не вызвана ли эта легкость  в характере, легкостью в  поведении этой обольстительной девушки?

Случай убедиться в этом не заставит себя ждать. Анна действительно, любит Марчелло, но это не мешает ей идти на короткие, скоропалительные романы с другими мужчинами. Сюжет – не нов. Его мораль грустна и назидательна. Два человека не могут быть вместе из-за желания  женщины нравиться всем, легко сходиться с теми, кто тебе нравиться, но искреннее  любить при этом только одного.

12 июля. 18:00. Обгон.  Фильм Дино Ризи. Италия. 1962. 108 мин.

В ролях: Витторио Гассман, Жан-Луи Трентиньян, Катрин Спаак и Клаудио Гора.

Беспокойному и импульсивному  Бруно Картона  скучно.  Рассекая по городу на своем белом кабриолете, он случайно врывается в тихую и размеренную жизнь студента Роберто – его полного антипода. Бруно просит воспользоваться телефоном, и с этого момента начинается их короткое и яркое приключение, из которого каждый выйдет абсолютно другим  человеком.

Роберто с немым восхищением наблюдает за своим новым приятелем, как тот небрежен за рулем, как хулигански нарушает правила, как очаровывает своей непосредственностью родственников Роберто, как умеет расположить к себе любого человека.

Оживленная трасса сменяется проселочной дорогой, ночь сменяет день, разговоры о девушках переходят в откровенную беседу о личных  проблемах.  Бруно, хотя и пытается перевести все в  область шутки, но невольно сам начинает задумываться о своей жизни. Ведь за этой beiia vita городского кутилы скрывается глубокая печаль, все его игры это лишь маска, защита от серых будней, от скучной реальности.

Попыткой вырваться из этих пут и станет стремительная поездка героев фильма, два ярко  прожитых ими дня, которых с лихвой хватило бы на всю размеренную, неспешную жизнь  Роберто.

19 июля. 18:00. Поединок на острове. Фильм Алена Кавалье. Франция. 1962. 104 мин.

В ролях Жан-Луи Трентиньян, Анри Серр, Роми Шнайдер, Робер Буске, Жан Берлиоз, Морис Гаррель.

Элементы политического триллера в этом фильме обнаруживают себя не сразу. Лишь какое-то время спустя нам становится понятной причина беспокойства, которым охвачен герой фильма Клеман. Он – участник ультраправой террористической группы. После неудачного аттентата и предательства товарища, Клеман с женой вынуждены скрываться. Они находят приют у Пола, школьного товарища Клемана.

Клеману предстоит разделаться с предателем, а его жене – пережить новое чувство. Таким образом, экстремизм политический, внешний сталкивается с экстремизмом внутренним, затрагивающим сферу чувств. Клеман – весь во власти обстоятельств. «Двойное предательство», которое он переживает, заставляет его решиться на крайние меры. Финальная сцена – выяснение отношений на острове – эмоционально предвосхищает финал «Погони» Артура Пенна и заставит сильно поволноваться зрителя.

26 июля. 18:00. Непокоренный. Фильм Алена Кавалье. Франция – Италия. 1964. 115 мин.

В ролях: Ален Делон, Леа Массари, Жорж Жере, Морис Гаррель, Робер Кастель.

Ближний Восток. После неудавшегося путча генералов в 1961 году, Томас Влассельрут, легионер из Люксембурга, дезертирует из Армии и находит пристанище в семье колонистов: Марии и ее отца. Девушка влюблена в покинувшего поле боя легионера, а он думает только о том, как вернуться домой. Для этого ему нужны приличные деньги. Он ведь дезертир, и вернуться домой может только по подложным документам. А за них нужно  заплатить приличную сумму.

Лейтенант Фрейзер, бывший командир Томаса,  состоящий в секретной военной организации ОАС, предлагает ему участвовать в похищении двух французских граждан. Один из заложников - лионский адвокат Доменика Серве, которая защищает алжирских бойцов Фронта национального освобождения, собирающихся дать важные показания в суде.