У этой ретроспективы могло бы быть другое название. ПОСТФАКТУМ, например. Или - ЧТО В ИТОГЕ? Ведь жизнь её героев прожита. И «Уик-энд в Париже»- это не только приятный отдых в конце недели, дабы заново пережить некогда пережитое в молодости. Уик-энд – это ещё и конец. Конец недели. Или, что вероятней - конец жизни…
Именно это настроение грядущей завершённости чего-то, близкого конца объединяет все три фильма, которые вы будете смотреть в ретроспективе с меланхолическим названием «Жизнь проходит». Это настроение одинаково близко отцу и сыну – героям «Ван Гогов», британской чете, проводящей «Уик-энд в Париже» и двум старушкам из российской глубинки, возящимся с «Карпом отмороженным». Каждый из них живёт в той реальности, которую он для себя выбрал, не замечая, что реальность эта превращается в один огромный фастфуд. Фастфуд – это когда «быстрее и проще». Жить в темпе. Жить, особо не обременяя себя проклятыми вопросами: зачем? Для чего? И что из этого выйдет?
Но герои Даниэля Ольбрыхского и Алексея Серебрякова осознанно этого выбора не делали. И потому их реальность оказалась отличной от той, на какую они могли бы рассчитывать. То же будет происходить с Ником и Мэг – Джимом Бродбентом и Линдси Дункан, сыгравшими в «Уик-энде в Париже» на высшем уровне британской исполнительской школы. Но их героям всё же удаётся пробудить в себе давно уснувшую чувственность и свежесть восприятия жизни. А о Марине Неёловой и Алисе Фрейндлих, держащим на себе, несмотря на присутствие Евгения Миронова, практически всё содержание «Карпа отмороженного», и говорить не приходится. Они играют женщин на грани нервного срыва. Весь смех и всю драму создают они, даря нам полтора часа живых, неподдельных и искренних эмоций.
Да, жизнь наших героев проходит. Но это её закон – проходить. Оканчиваться. А наше дело – принимать её финал как нечто неизбежное. И нет разницы, вернулся ли ты из Израиля, как герой Алексея Серебрякова, и встречаешь нелюбимого отца, борющегося с диагнозом «болезнь Паркинсона», или ты провел конец недели в Париже, увы, утратившем аромат «города всех влюбленных», или как героиня Марины Неёловой в «Карпе отмороженном» озаботилась собственными похоронами, дабы не грузить ими эгоиста- сына? На исходе человеческого века всё и все становятся похожи. И в пригожем Париже, и в отпетой российской глубинке.
И каков же постфактум? Наверное, он вот в этих словах. «В жизни нет ничего сложного. Сложны мы. Не жизнь. Мы усложняем ее, вместо того, чтобы просто жить. Не проще, а просто.
«Ван Гоги», 2018. Латвия, Россия, 103 мин.
Режиссёр - Сергей Ливнев.
В ролях:
- Алексей Серебряков
- Даниэль Ольбрыхский
- Елена Коренева
- Полина Агуреева
- Наталья Негода и другие
После долгого пребывания за границей Марк возвращается к своему семидесятидевятилетнему отцу. Отец — прославленный дирижер. Сын — талантливый, но прозябающий в безвестности художник, создающий бессмысленные веревочные композиции. Отношения отца и сына - парафраз классического тургеневского сюжета. Не успеха сын не может простить своему отцу, а того, что был обделен его любовью в детские и молодые годы. Однако, беззащитность последнего перед развитием болезни Паркинсона пробуждает в Марке искренние чувства любви, сочувствия и сострадания. Ощущение себя нужным кому- то возникает у отца и сына впервые. Но сполна реализовать его у них не получится: у отца остается слишком мало времени для жизни.
Награды:
- Ника 2019
- Победитель:
- Лучшая мужская роль (Алексей Серебряков)
- Лучшая женская роль второго плана (Елена Коренева)
- Лучшая работа оператора
- Лучшая музыка
- Победитель:
- Кинотавр 2018
- Победитель:
- Приз имени Микаэла Таривердиева за лучшую музыку к фильму
- Номинации:
- Главный приз
- Победитель:
Ведущая - Ольга Шкленник.