Польская архитектура, эмоции и Стефан Жеромский

Статья 16 ноября 2018 г.

Архитектура в Польше переживает очередной Ренессанс. Она на подъёме. На новом взлёте. Как трубач над Краковом. Как столп Зигмунда на Королевской площади в Варшаве.

Урбанизм владеет умами рациональных градостроителей, пылких романтиков – архитекторов и художников - поэтов городских пространств…

Трясутся дрожки. Ночь плывет. Отбушевал в Варшаве полдень.
Она пропитана любовью и муками обожжена
Как веточка в Лазенках - та, которую я поднял,
Как Зигмунда поклон неловкий, как пани странная одна…
 

Странная пани – сама Варшава. Она приветствует архитектурную новь, ненавязчиво вписывающуюся в архитектурную старину. Приветствует множество публичных зданий, музеев, концертных залов, спортивных комплексов и университетских кампусов, возникающих в предместьях и городах по всей Польше. Польша охвачена строительными работами. Они финансируются государством, органами муниципального самоуправления, частично – за счёт дотаций из Европейского Союза. Спроектированный выдающимися архитекторами, эксклюзивный н о в о с т р о й становится символом современности не только в масштабах Польши, но и в масштабах глобальных – масштабах мировых пространств.

Стефан Жеромский, автор самого громкого польского романа «Пепел», описавший в нём гибель Сарагоссы, которую обратили в прах наполеоновские варвары, мечтал о том времени, когда в Польше начнут строиться стеклянные дома. Об этом своём сокровенном желании он поведал в другом романе - « Канун весны». Писатель назвал стеклянные дома вестниками новой польской цивилизации, символом идеальной Отчизны.

И сегодня новая архитектура, эти шедевры зодчества, воспринимаются в Польше, как осуществленные мечты Стефана Жеромского, этого польского Льва Толстого.

«Polska architecturе – это эмоции». Так называется выставка уникальных репортажных фотографий, представляющая знаковые архитектурные сооружения современной Польши. На фотолистах (их 24) «остановлено» камерой то, что называется «искусством вписывать линии в небо». Так, кажется, назвал архитектуру Виктор Гюго. Архитектурные сооружения новой Польши, попавшие в объектив лучших фотохудожников , раскрывают свою исключительность, уникальность формы, неоднозначность концептуальных решений. Камера фиксирует офисные сооружения, жилые кварталы, сам воздух городской среды.

Собранные в экспозицию – фотографии словно бы трактуют миф о стеклянных домах Стефана Жеромского на новый лад. Архитектура сегодняшнего дня, но нужно ли напоминать, что день сегодняшний вырастает из дня прошедшего.

«Архитектура не возникает в пустоте, - пытается убедить нас создатель экспозиции Эва Порембска. – Она возникает в историческом и культурном контексте. Только на этом фоне можно оценить её значение и различные достижения – функциональные, социальные, символические. Вот для чего нам понадобились в экспозиции репортажные фотографии, а также эскизы и рисунки, представляющие выбранные здания в контексте значимых для Польши исторических событий, напоминая о деятельности исторических личностей, которым они посвящены».

Мы уже цитировали Стефана Жеромского. Устроители выставки предлагают нам ещё несколько цитат. Их автор – наша современница, писательница нового поколения Сильвия Хутник. Её «архитектурныый» рассказ – своеобразное литературное приложение к фотовыставке. Он называется «Архитектура – это эмоции».

«Архитектура – идеалистична! – говорит нам автор «архитектурного эссе». Кто же будет спорить, - отвечаем мы автору. Но он настаивает: «Уже в своих классических предпосылках соблюдения принципа долговечности, пользы и красоты, она стремится достичь практически невозможной триады. Она пытается восхищать, облегчать жизнь и при этом сопровождать нас веками. Этих целей сложно достичь, учитывая, что меняются политические системы, вкусы и ожидания жителей, не правда ли!»

От чего же? Хочется возразить автору. Триада долговечности, пользы и красоты - вполне реальна и достижима. Архитектура Рима, Венеции и Парижа - разве это не «Праздник, который всегда с тобой?» С Вами, пани автор, спорим не мы, с Вами не соглашается мистер Хемингуэй Эрнест Миллер, знаток парижской архитектуры, Нобелевский лауреат, писатель и человек, каких поискать.

«А мне хочется поменьше литературы и побольше полета фантазии<…>, - упорствует пани автор. – «Кроме того, архитектура должна высвобождать эмоции, иначе это будет только глыба, лишенная человеческого элемента. А здания в первую очередь предназначены для людей, и проектировщики в Польше стараются об этом не забывать».

И мы так тоже считаем. И всех будущих зрителей, посетителей выставки, приглашаем согласиться с нами.

Выставка «Polska architecturе – это эмоции» начнёт работать 19 ноября в ПКПБ им. А.М. Горького.

Её откроет директор Польского культурного центра в Москве Дариуш Клеховский.