Две жизни Валентина Бянкина

Дата 10 октября 2019 г.

Валентину Петровичу Бянкину 10 сентября исполнилось 90 лет.

Имя Валентина Петровича Бянкина — капитана дальнего плава­ния, многие годы возглавлявшего крупнейшее в стране Дальневосточ­ное морское пароходство, хорошо знакомо многим нашим землякам. Он внес весомый вклад в развитие торгового и пассажирского судоход­ства в бассейне Тихого океана. Был организатором морских контей­нерных перевозок грузов на судах, курсирующих между портами совет­ского Дальнего Востока, Японии и Канады.

Мировой энергетический кризис, разразившийся в 1974-1975 гг., вызвал резкий спад промышленного производства, ударил по грузоо­бороту многих стран, но поколебать экономику тогдашнего Советского Союза оказался бессилен. Стране удалось удержаться на уровне заяв­ленных задач, и контейнеровозы из Владивостока продолжали выпол­нять свои международные обязательства. Флот В.П. Бянкина высоко держал марку своего социалистического Отечества. Так, впрочем, было всегда...

При непосредственном участии Валентина Петровича начина­лись транзитные перевозки японских грузов через территорию Со­ветского Союза. Транссибирская контейнерная линия официально стала действовать с 30 марта 1971 г. В этот день из японского порта Осака в свой первый регулярный рейс в Находку вышел теплоход «Кавалерово». В последующие годы контейнерные линии «ФЕСКО- Пасифик», проложенные капитаном Бянкиным и его соратниками по ДВМП, распространились на Гонконг и Филиппины, Канаду и США. Фирменный флаг с синим ромбом РЕ8СО узнал и поспешил
признать весь плавающий торго­вый мир. Это были лучшие годы ДВМП. Наше пароходство шло курсом Валентина Петровича Бянкина, курсом, запрограмми­рованным на успех.

Он родился в 1929 г. в селе Пашково Амурской области. С не­запамятных времен здесь обитает коренная народность негдалинцев (нигедальцев). Энциклопедический словарь Ф.А Брокгауза и И.А. Еф­рона (издание 1890 г.) определяет их как народ тунгузского племени, облюбовавший берега реки Амгун (приток Амура). Долина ее плодо­родна, удобна для земледелия, в реке много рыбы, а в верховьях — пушного зверя. Вот из таких, удоб­ных для промыслового люда мест, и происходил наш герой. Ничто не предвещало в будущем нигедаль- скому пареньку с острым, цепким взглядом темных раскосых глаз ка­питанской карьеры, хотя большин­ство его односельчан издавна занимались рыболовством, объединялись в артели, имели в своем распоряжении малый флот.

Прирожденные рыбаки и охотники, нигедальцы в массе своей про­стодушны, сердечны и общительны. Все это в полной мере относится к герою нашего повествования, который с детства мечтал не о малых речных навигациях, а о большом океанском плавании, о том море, к которому катит свою волну кормилец Амур...

Первый шаг навстречу своей мечте — поступление в мореходное училище города Николаевска-на-Амуре. Он окончит его в 1948 г., рас­пределится в Дальневосточное морское пароходство. Начнет с долж­ности помощника капитана крупнотоннажных судов, а на Амур, в село Пашково, начнут поступать радиограммы из разных заморских стран и диковинных мест. В них будут приветы родным и знакомым и короткие сообщения о себе.

Скоро он поймет, что знаний, полученных в мореходке, ему явно не хватает. Чтобы окончательно перейти с морем на ты ему потребуется диплом судоводительского факультета. Он получит его в 1959 г., а по­том последует заочная учеба на эксплуатационном факультете одного из лучших морских институтов России — Дальневосточного высшего инженерно-морского училища имени адмирала Г.И. Невельского.

Продолжение...