О проекте Заповедники Национальные парки Заказники
Памятники природы Иллюстрации Стихотворения Легенды
Фотоэкскурсии Праздники Памятники тигру Интернет-ресурсы
Зрительный зал Символика на гербах Топонимика Книжная полка
Словарь терминов Указатели
Зооцентр

Ештокин Анатолий Андреевич

Приморский фотожурналист, автор многих фотоальбомов о Дальнем Востоке А.А. Ештокин родился 11 декабря 1946 г. в г. Акмолинске Казахской АССР, затем семья Ештокиных переселилась в г. Баргузин. Первый снимок сделал полвека назад в фотокружке Баргузинского Дома пионеров, которым руководил фронтовик, преподаватель школы Виктор Андреевич Медведев. Здесь он увлекся фотографированием, которое стало делом всей его жизни. Он упросил мать купить фотоаппарат, и, заимев тринадцатирублевую «Смену», снимал все, что привлекало внимание. Только одержимость, да советы наставника помогали делать фотографии. Ночами, на кухне, он вставлял пленку в диапроектор – увеличителя не было – и умудрялся печатать снимки. В городке обратили внимание на вездесущего подростка с фотоаппаратом и после окончания средней школы Анатолия взяли на работу фотокором в районную газету «Баргузинская правда». В редакции ему выделили мотоцикл «Урал» и он разъезжал на нем по селам, стойбищам бурятов. До сих пор помнит фразу, которой его встречали гостеприимные доярки, пастухи: «Хвон сяу хуш» – «Садись чай пить».

Зоркий глаз помогал Анатолию не только выбирать сюжеты, делать хорошие снимки. Он увлекался стрельбой и был призером Бурятии по стрельбе из пистолета Марголина. Однако это второе увлечение не пригодилось, когда его призвали на воинскую службу, и он попал в отряд подводников Тихоокеанского флота. Узнав, что Анатолий хорошо фотографирует, его еще в «учебке» стали привлекать к изготовлению фотостендов, альбомов, выставок. Снимки матроса Ештокина как-то попались на глаза журналистам флотской газеты «Боевая вахта» и его быстренько прикомандировали к редакции. Случилось это перед наступающим 1968 годом. В праздничный номер начинающий фотокор предложил сделать репортаж, как Новый год шагает по стране от линии перемены дат (по тем временам для военной газеты это было необычное решение). Задумка удалась. За время службы А. Ештокин побывал почти во всех гарнизонах, базах флота ТОФ от Камчатки до Посьета, фотографировал эпизоды масштабного военного учения «Океан». Его снимки о флотской жизни печатались в краевых газетах. Уволившись в запас главстаршиной, Анатолий в 1970 году стал фотокорреспондентом приморской краевой газеты «Красное знамя». Творческая атмосфера, царившая в то время в редакции, позволила Ештокину отточить мастерство и уже через год Анатолий становится фотокорреспондентом московского агентства печати «Новости» по Приморскому краю. Но сотрудничество с «Красным знаменем» не прекращает. АПН издавало журналы, буклеты в основном для зарубежных читателей, пропагандировало преимущества социалистической системы, советского образа жизни. Иллюстрации в них играли важную роль, и А. Ештокину приходилось искать различные творческие приемы, чтобы выполнить на высоком уровне задание редакции. В это же время он начинает осваивать цветную фотографию.

Звездным часом для него стал 1973 год, точнее, событие мирового масштаба: встреча во Владивостоке Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева с президентом США Джеральдом Фордом. Для освещения этого события в приморских газетах редактор «Красного знамени», член бюро Приморского крайкома КПСС В.Г. Чухланцев предложил направить А. Ештокина. Так Анатолий стал единственным из всех приморских фотожурналистов, снимавших встречу, вошедшую в историю. И, стоит сказать, он оправдал доверие Чухланцева: снимки Ештокина передают напряженную атмосферу тех дней, показывают лидеров двух мировых держав в разные моменты переговоров по важнейшей проблеме для судеб человечества – ограничения стратегических вооружений. Эти фотографии затем публиковались в разных изданиях, экспонировались на выставках. Сам Анатолий Андреевич за добросовестную работу, творческий подход был награжден Грамотой ЦК КПСС.

Работа в АПН позволила А. Ештокину освоить новый вид деятельности – создание фотоальбомов. Первое предложение поступило от руководства Еврейской автономной области. Работа над книгой заняла три года. Фотоальбом с цветными фотографиями «Еврейская автономная область» вышел в свет в 1980 году на трех языках: русском, английском, идиш. С того времени Анатолием Андреевичем выпущено тридцать фотокниг о Дальневосточных регионах, родном Забайкалье. Последняя работа – фотоальбом, посвященный 150-летию столицы Приморья «Владивосток. Время перемен». Он издан ООО «Владиздат», учредителем и руководителем которого является сын Анатолия Алексей. У А. Ештокина образовался богатейший архив фотографий, самый ранний авторский снимок которого относится к 1964 году. Эта полувековая фотолетопись свидетельствует о значительных переменах, произошедших на Дальнем Востоке, хранит память о людях, живших здесь. Это плод творческого поиска, упорного труда фотожурналиста, мастера фотографии Анатолия Андреевича Ештокина.

См.: Шубин Ю. Род занятий? Летописец // Золотой Рог. – 2001. – 11 дек. – С. 31; Лыков К. Анатолию Ештокину – полсотни пять! // Утро России. – 2001. – 11 дек.: фот.; Усова М. Охотник за кадром // Дальневост. капитал. – 2003. – №7. – С. 68–69; Сушенцова Т. «Время перемен» Анатолия Ештокина // Дальневост. капитал. – 2010. – № 6. – С. 90: фот.

Г.Г. Климов